Тем не менее интерес к возможным сценариям не ослабевает. Вот ещё одна статья на эту тему. Некоторые идеи выглядят чересчур революционно, как исчезновение частной собственности, например, но чем черт не шутит?
Четыре сценария мира будущего — после капитализма и роботизации.
Юлия Красильникова
Тарифы на ПО, жизнь без работы и обособленность элит — вот лишь некоторые испытания, с которыми придется столкнуться людям по версии писателя и социолога Питера Фрейза.
В интервью журналу Fast Company Питер Фрейз раскритиковал обитателей Кремниевой долины за их непоследовательность и склонность к утопическому мышлению. С одной стороны, они хотят быть успешными, делать карьеру и зарабатывать деньги, то есть служить бизнесу, а не обществу. С другой, они верят, что несут людям благо.
Фрейз также отметил, что работа не должна быть единственным занятием и смыслом жизни человека. Людям необходимо объединяться в группы по идеологическим взглядам и искать решение таких глобальных проблем, как климатические изменения и неравенство. Именно эти явления определяют, по какому из сценариев будет жить человечество.
Обзор возможного развития событий в ближайшие годы представлен в книге Фрейза «Четыре сценария будущего: Жизнь после капитализма». Все четыре сценария объединяет одно явление — тотальная автоматизация. По какому бы пути ни пошло человечество, роботы будут сопровождать его в любом случае.
Один из сценариев развития Фрейз — к слову, социалист по убеждениям — называет коммунизмом. В коммунистическом мире будут царить равенство и изобилие. В качестве примера Фрейз приводит научно-фантастическое произведение Курта Воннегута «Механическое пианино» и анимационный фильм «ВАЛЛ-И». Главной проблемой в этой утопии будет отсутствие занятости — многие люди почувствуют себя несчастными без работы, так как привычный уклад и социальные нормы резко изменятся.
Второй сценарий также обещает людям изобилие, но при наличии иерархии. Миром будут править авторские права, а программное обеспечение будет предоставляться по тарифу. Роботу-уборщику придется платить за каждое выполненное им действие. Такое будущее носит название «рентизм», так как взаимодействие с предметами будет строиться по принципу ренты.
Человечество может пойти и по-другому пути «социализма», результатом которого станут равенство и дефицит. Такой мир Фрейз сравнивает с миром научного фантаста Кима Стэнли Робинсона. Люди будут пытаться вновь наладить связь с природой, которой нанесли урон их предки. И, наконец, четвертый сценарий представляет мрачную антиутопию, в основе которой лежат неравенство и нехватка ресурсов. Группа состоятельных людей сформирует элиту и будет жить изолированно, а нищие массы будут строго ограничены в правах, или, в худшем случае, уничтожены.
Согласно прогнозам экспертов, главными проблемами мира будущего могут стать не только автоматизация и безработица, но и такие, казалось бы, блага, как изобилие и дешевизна. В то же время, фрагментация цифровых сервисов может привести к полному уничтожению института частной собственности. Все товары люди будут брать в аренду, оплачивая микротарифы при каждом их использовании. Неравенство при этом только обострится. Широкое применение искусственного интеллекта расколет рынок труда, поделив людей на высококвалифицированных экспертов и дешевую рабочую силу, считает глава консалтинговой компании Capgemini Пол Хермелин.
Источник