В Центральной России бушует африканская чума свиней. В ходе борьбы с ней хрюшки выжигаются тысячами, а их хозяева доходят до суицида и бунтов. Люди уверены: чума – лишь предлог, чтобы уничтожить крестьянское свиноводство.
Незащищенные
Одним из наиболее пострадавших от АЧС регионов стала Воронежская область. С 2009-го ее возглавляет экс-глава Минсельхоза Алексей Гордеев. От чумы это регион не спасло, вдобавок в разгар эпидемии губернатор ушел в отпуск. А можно было хотя бы морально поддержать население.
– В нашем и окрестных селах все поголовье уничтожили за два дня, включая ферму на 1200 голов, – рассказывает Николай Мининков, житель Богучарского района, где произошла первая вспышка чумы. – Туши свозили в специальную яму, поджигали. Снотворное экономили, так что многие свиньи просыпались, выбирались из ямы, носились по округе, горя заживо. Визг стоял жуткий, люди бились в истерике…
И не только от жалости к животным. Хрюшки для этих людей – основной источник дохода.
– Нам 10 лет назад на свадьбу подарили 10 тысяч рублей. Купили свиноматку, а сейчас у меня уже 100 голов, – рассказывает житель Калачеевского района Руслан Глотов. – Одна свинья дает где-то 12 тысяч рублей минус корм – 6–8 тысяч. Это верная копейка, а иначе заработать тут негде: жена-продавщица 6 тысяч получает.
Калачеевский район оказался во 2-й зоне поражения (расстояние 20–150 км от очага). Здесь свиней можно не трогать, хотя и рекомендуется сдавать на переработку. Но животных все же жгли – по подозрению на чуму, хотя потом анализ не подтверждался. Постоянный страх и прессинг довели людей до предела.
– В соседнем селе человек умер от инсульта. А мы митингуем по два раза в день, – говорит Николай Курнабиров из села Новая Криуша, ставшего эпицентром крестьянских протестов. – Ветеринаров в дома не пускаем, но к нам чуть не каждый день приезжают чиновники и грозят нас пожечь. Мол, все равно у вас чума будет, а у нас цель – все личные подсобные хозяйства (ЛПХ) уничтожить. А мы думаем, что это не из-за чумы совсем, а потому, что год назад рядом открыли свинокомплекс. И теперь под видом эпидемии хотят нас уничтожить как конкурентов.
Власти свои намерения и не скрывают, правда, мотивируют их простой безопасностью.
– В Испании, Португалии, пока не зачистили все домашнее и дикое поголовье, с АЧС справиться не могли. В ЛПХ, в отличие от крупных предприятий, низкий уровень защиты от чумы, потому мы убеждаем людей избавляться от поголовья, – комментирует заместитель губернатора по сельскому хозяйству Анатолий Спиваков. – Тем более что там комплекс на 35 тысяч голов, который нужно и защищать, и поддерживать.
Охраняется государством?
Комплекс год назад запустила компания «Агроэко», появившаяся в регионе вскоре после нового губернатора и сразу получившая мощную господдержку. Послабления по кредитам от Минсельхоза, крупный заем в 4,5 млрд рублей от ВЭБа… «Агроэко» включили и в программу социально-экономического развития региона. Все это вызвало разговоры об аффилированности этого бизнеса с властью и даже самим Гордеевым.
– Формально эти слухи не подтверждаются, хотя о собственниках известно мало, – рассказал источник в бизнес-сообществе региона. – Учредитель – кипрский офшор, владельцы, по некоторым данным, – акционеры компании «Разгуляй», специализирующейся на рынке зерна. С их представителями не раз встречался губернатор. И, по моим данным, ни одна компания у нас не получает сейчас такой господдержки, как «Агроэко».
Неудивительно, что некоторые заподозрили, будто бизнес и власти «договорились» и по чуме. Но конспиративная версия слегка пошатнулась, когда спустя месяц АЧС обнаружили на одной из площадок «Агроэко» в том самом Калачеевском районе. Теперь здесь придется уничтожить около трети поголовья.
– Заражение началось именно у них, через корм, – продолжает источник. – Правда, компания от этого только выиграет. Получит и страховку, и компенсацию за мясо. А у населения теперь свиней будут выжигать точно.
Борьба за средства
План «зачистки домашнего поголовья» тут будет выполнен. Как это уже происходило и в других регионах страны.
– Поголовье в ЛПХ за последний год снизилось в среднем по стране на 14%, в отдельных регионах – на треть, – говорит зам. директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России Ольга Башмачникова. – Где-то удобным поводом для этого становится АЧС, но в целом это госполитика. Пару лет назад ветнадзор ввел очень жесткие санитарные нормы для частников. А в регионах пошли предписания, что они не должны заниматься разведением, если не соответствуют 3–4-му уровню защищенности. Кое-где поголовье уничтожают просто под предлогом санитарных рисков. Хотя эти риски на крупных предприятиях выше. Там больше объемы закупаемых кормов. Иммунитет животных снижен из-за скученности – по 40–100 тысяч голов, хотя в Европе больше 25 тысяч не держат. В итоге крупные комплексы нередко и становятся очагами инфекций.
Как это случилось и в Воронежской, а ранее в Тверской областях, где вирус также нашли на свинокомплексе с максимальной защитой.
– АЧС на руку крупным комплексам, это неплохое средство в борьбе за господдержку, особенно обострившейся с вступлением России в ВТО, – продолжает Башмачникова. – Конкуренция с импортом ужесточается, а в Европе себестоимость свинины ниже именно потому, что господдержка – около 40% от уровня доходов предприятия. У нас выделяются копейки.
Но вот общая стоимость проекта «Агроэко» в Воронежской области – около 18 млрд рублей. На поддержку пострадавших крестьян выделяют около 100 млн, включая компенсацию за мясо и переход к другим формам животноводства.
– Но, во-первых, ничто так не выгодно, как свиньи, – говорит фермер Руслан Глотов. – Во-вторых, мы все равно разорены. Вон в соседнем районе человек даже повесился. У него вывезли 100 еще здоровых свиней, под которых он брал кредит 1,5 млн.
Всего этого социального отчаяния можно было бы избежать, что подтверждает опыт, например, соседней Белгородской области, где также идет ликвидация ЛПХ. Но на переориентацию хозяйств тут выделяется на 200 млн больше и губернатор не в отпуске.
– У нас строжайший ветконтроль, власти очень трясутся за крупные предприятия, вложившие миллиарды в отрасль, – рассказывает руководитель одного из местных схп. – Но и от «личников» не отворачиваются. Перепрофилируют их, компенсируют двойной ценой мяса. Частники довольны, нет никаких бунтов. Власти соблюдают баланс приоритетов. О воронежских скандалах знаем, и странно – уж экс-министру-то сельского хозяйства сам бог велел действовать грамотно.
Справка
Африканская чума свиней – летальное вирусное заболевание, вакцины против которого нет. Легко распространяется птицами, грызунами, через корм, воду, транспорт, одежду и пр. Смертельна только для свиней. В мире известна с 1903 года, в России – с 2008-го. По данным Минсельхоза, рекордный год по распространению АЧС – 2012-й, но нынешняя эпидемия способна обогнать его по масштабам. На данный момент зарегистрировано более 80 очагов практически на всей европейской части России.