Селяне далеко не всегда могут реализовать выращенную картошку.
Напомним, законопроект «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств в Тюменской области» разработан по инициативе группы депутатов регионального парламента более года назад. По мнению разработчиков, документ имеет исключительно важное значение для решения проблемы занятости сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности региона и повышения уровня жизни сельского населения. Закон даст мощный импульс развитию крестьянских подворий, на долю которых приходится до половины производимой в регионе сельскохозяйственной продукции, и повысит значимость ЛПХ в экономике Тюменской области.
Законопроект уже не раз всесторонне обсуждался на заседаниях комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы. Однако ввиду того, что на него получено отрицательное заключение регионального правительства, после бурных дебатов было принято решение о создании специальной рабочей группы по доработке документа. Тем не менее к единому знаменателю региональные законодатели до сих пор не пришли.
— Закон о поддержке ЛПХ, безусловно, нужен, но предложенному законопроекту не хватает конкретики, — утверждает Николай Бабин. — На мой взгляд, в документе должны быть обязательно представлены направления и формы господдержки, а также определен субъект, через который будет проходить бюджетное финансирование.
В Тюменской области 160 тысяч личных подсобных хозяйств, и надо понимать: помочь каждому крестьянскому подворью мы не сможем при всем желании. Это просто нереально! Поэтому прежде всего нам следует определиться с приоритетами: в первую очередь поддерживать производство наиболее востребованных видов сельскохозяйственной продукции. Например, регион пока далеко не в полном объеме обеспечен говядиной. Так давайте будем помогать подсобным хозяйствам, которые берут молодняк на доращивание. Необходимо также субсидировать производство молока и картофеля. С другой стороны, если яиц на наших птицефабриках производится втрое больше потребностей, мотивировать частника на этот вид деятельности и поддерживать его рублем не следует.
Кроме того, все личные подсобные хозяйства, которые претендуют на господдержку, обязательно должны быть зарегистрированы в муниципальном образовании или сельском поселении. Напомню: федеральный закон не обязывает, но и не препятствует регистрации. Владелец ЛПХ обязательно должен вести похозяйственную книгу, в которой должна быть представлена вся производственная деятельность: сколько продукции он произвел на собственные нужды, а сколько на реализацию. Только в этом случае мы будем точно знать, какое количество частных подворий вправе рассчитывать на тот или иной вид господдержки.
Необходимо также создать в регионе сеть заготовительных кооперативов, которые на договорных условиях будут сотрудничать с личными подсобными хозяйствами и заниматься реализацией произведенной продукции. Все мы прекрасно понимаем: с частником магазины, а тем более крупные торговые сети и перерабатывающие предприятия дела иметь не будут. Эти функции должен взять на себя кооператив. Например, владелец ЛПХ берет телят на доращивание. Заготовительный кооператив заключает договоры с ним, а также с перерабатывающим предприятием. Департамент агропромышленного комплекса, в свою очередь, заключает договор с кооперативом о субсидировании этого вида деятельности, в котором в том числе четко оговаривается сумма господдержки на тот или иной вид продукции.
Сегодня ситуация, к сожалению, такова, что селяне далеко не всегда могут реализовать произведенную продукцию. Они бы той же картошки сажали гораздо больше, но кто ее купит? Супермаркеты предпочитают работать с польским картофелем, вымытым и красиво расфасованным. Надо решать этот вопрос! Труд крестьянина должен быть востребованным.
Николай Бабин: «Надо поддерживать производство наиболее востребованных видов продукции».
Николай Боталов.