Вот добрались и до кокошников. Будем разбираться :) «Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман» (В.И.Вардугин «Русская одежда» стр.112)
Кокошник получил распространение с появлением сарафана и отличается от коруны
так называемым «донцем» - тканью, которая закрывала волосы женщины.
Кокошник центральных областей России. Продан на аукционе «Кристи» за $ 54 854
Реальные размеры огромных кокошников помогают представить наблюдения Глушкова Ивана Фомича (1774 – 1848, тверской вице-губернатор), занесенные в «Ручной дорожник…» близ Вышнего Волочка. Он пишет о замужних женах: «…На голове носят почти вертикально стоящую из толстой бумаги доску, вышиною в три четверти аршина (то есть чуть более полуметра), выложенную золотом и жемчугом, которой фигура вверху круглая, оканчивающаяся внизу, у ушей прямыми углами. Сей тягостной, как сами они признаются, убор называется кокошником…».
Этот головной убор, по-видимому, заимствован от татар или, по крайней мере, и у них был в употреблении. По свидетельству черногорского архиепископа - путешественника Иоанна де Плано Карпини , «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или древесной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета, весь покрыт червонцами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков».
Кокошники имели множество вариантов в конструкциях и украшениях. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: «кокошко», «кокуй», «златоглав», «шеломок», «копытень», «шишак», «ряска», «капок», «борушка», «сборник», «борчатка», «каблучок» и т.д.
Самый распространённый вид кокошников: «Однорогий»
Baron Ernest Karlovich Lipgart (1847 - 1932) «Florence Theleur, Lady Alexander in Russian costume»
Александр Левченков «Боярышня»
Андрей Ремнёв «Укротительница» 2002
Иван Яковлевич Билибин «Иллюстрация к сказке о Золотой рыбке» 1929
Андрей Ремнёв «Красный перец»
Федор Григорьевич Солнцев
Дрождин Петр Семенович (Дрожжин, Дрозжин 1745 - 1805) «Портрет купчихи в кокошнике» 1797
Можно не подисывать атрибуцию :))
Тот же автор :)
Сергей Соломко (1867 – 1928) «В нерешимости»
Коми-пермяцкие кокошники были заимствованы у русских Северного Прикамья, но процесс заимствования имел творческий характер. Коми-пермяцкие кокошники отличаются пологим лицевым околышем, острыми углами, отсутствием золотого шитья, а также расположением лицевой стороны не вертикально, как у русских, а наклонно. И надо добавить, что до сих пор на севере края такой кокошник сопровождает праздничный костюм коми-пермячки.
Шибанов Михаил «Крестьянский обед»
Шибанов Михаил «Празднество свадебного договора» 1777
Двурогий тип русского кокошника позаимствован финским народом коми (пермяки) в изменённом виде. По словам А. Теплоухова, пермяцкий кокошник «от русского кокошника отличен тем, что орнаментированная часть при ношении бывает обращена не вперёд, а книзу или лишь слегка приподнята, отчего походит на козырёк» (А. Теплоухов, Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения: Ежегодник Пермского Губернского Земства, II, 1916, с. 131 и след.).
Орнаментированая часть кокошника называется гребень, и находится большею частью не в стоячем, а в лежачем или полулежачем положении, сильно напоминая козырёк фуражки
Коми - пермячка в праздничном уборе (2006 год)
Кокошники из реставрационной мастерской Суздальского художественно-реставрационного училища:
Продолжаем разбираться с однорогими кокошниками. История этого кокошника уходит своими корнями в глубь времен . В IV-III вв. до н.э. были распространены женские головные уборы «калафы», «тиары», «клобуки».
Клобук. IV в. до н.э.
Клобук - конусовидный головной убор с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди его украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы. Скифские клобуки имели разную высоту (нередко их дополняли золотая пластина с височными подвесками и покрывало).
Скифский калаф. IV в. до н.э.
художник А.Клименко
Скифский калаф – цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.
Костромская губерния. Конец XVIII в. Местечковое название кокошника «Наклон»
Brooklyn Museum Costume Collection
Женщина в костромском праздничном костюме. г. Галич. Фото. 1900-е гг.
NN
Однорогий кокошник Русского Севера
Бытовал в Вологодской, Архангельской областях. Женский головной убор на жесткой основе. Шился из трех деталей: очелья («рога») с боковыми выступающими фигурными частями («ушками»), овального донца и задника. Очелье полностью расшивалось перламутром и половинчатым жемчугом. Поднизь была однорядная, выполненая в технике низанья. «Ушки» и затылочная часть украшались золотным шитьем в прикреп, стеклянными бусинами и металлическими блестками.
Иван Яковлевич Билибин «Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда» 1905
Сергей Соломко (1867 – 1928) «Светлячки»
Продан на аукционе «Кристи» за$ 6.000
Кокошники из реставрационной мастерской Суздальского художественно-реставрационного училища
Brooklyn Museum Costume Collection
Однорогий кокошник «Шишак»
«Шишак» - кокошник с одним рогом в виде направленного вверх конуса. Название скорее всего получил за сходство по форме со средневековым русским шлемом. Очелье украшали шишками, усаженными жемчугом или бисером, напоминавшими сосновые.
Шишки, богато осенявшие очелье кокошника, символизировали плодородие. При надевании убора на новобрачную желали иметь столько детей, сколько шишек на кокошнике. (Мерцалова М.Н. «Живой жемчуг»).
Абрам Клюквин (1777-1867)
Неизвестный художник «Портрет Торжковской купчихи»
Абрам Клюквин (1777-1867) «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» *click
А.В.Тыранов «Портрет ржевской купчихи» Середина XIX в.
Эти кокошники я выделила отдельно, так как их было два вида -
Однорогий (одногребенной) «Златоглав»
Однорогий представлял собой твердую, округлую спереди, шапочку с высоким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокошник обычно обтягивался парчой или шелком, вышитым золотными нитками. Обычно он надевался на молодуху сразу после венчания. Использовался обычно только по большим праздникам
«Златоглав» Грайворонского уезда Курской губ. (вид сзади)
Златоглавы имели широкое распространение в XIX веке. К началу XX века они стали исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа.
Сергей Сергеевич Соломко «Нежности»
Фёдор Григорьевич Солнцев
Фёдор Григорьевич Солнцев
Фёдор Григорьевич Солнцев
Brooklyn Museum Costume Collection
Двурогий (двугребенной) «Златоглав»
Второй тип отличается от описанного выше тем, что здесь поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый. Этот тип кокошника известен только южновеликоруссам.
Встречается и другое название - «седлообразный златоглав»
Маковский (какой?) «Боярышня»
Г. С. Седов «Курская мещанка»
Сергей Сергеевич Соломко «Залог любви»
Златоглав (с двумя гребнями) Обоянского уезда Курской губ. (вид сзади)
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...