У этого повседневного головного убора множество названий - «сборник», «борчатка», «борушка», «кокошник боярский», «здоровканье», «шапка», «мохнатка», «моршень», «очипок».
Конструкция его проста. Круг, собранный по внешнему краю (сморщенный, отсюда - «моршень»), пришивался к полоске ткани - и как бы представлял собой шапочку. От ширины полоски ткани зависела высота головного убора. Часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина лобной части, очелья, колебалась от 5 до 8 см.
Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Боярышня» 1915
Константин Вещилов (1877-1918) «Пасха (Нина)» 1918
Андрей Ремнёв «Кедровые орешки»
С.В. Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII века» 1901
К.Е.Маковский «Святочное гадание»
:)
Никитин Роман Никитич «Портрет Марии Яковлевны Строгановой»
Б.М.Кустодиев «Катерина из пьесы «Гроза» Островского»
Иван Яковлевич Билибин «...И дивясь, перед собой видит город он большой... » 1905
Иван Яковлевич Билибин открытка, выпущенная Общиной св. Евгении
Соломко Сергей Сергеевич «Признание в любви»
Вениг Карл Богданович «Русская девушка»
NN
Из реставрационной мастерской Суздальского художественно-реставрационного училища
Север России; ориентировочно 1840 год. Продан на аукционе «Кристи» за $4,722
Россия; первая половина 19 века.Продан на аукционе «Кристи» за $3,542
Эту цилиндрическую жёсткую шапочку с плоским верхом назвать кокошником можно только условно,
как и условно называется обувью всё, что надевается на ноги.
К.Е.Маковский «Боярышня»
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Боярыня»
Боровиковский Владимир Лукич «Портрет торжковской крестьянки Аксиньи» около 1795
В.Суриков «Девушка» 1906
Фёдор Григорьевич Солнцев
Васнецов Виктор Михайлович (1848 - 1926) «Боярышня.Портрет В.С.Мамонтовой»
Неизвестный художник конца XVIII века. «Портрет купчихи А.М. Гундоревой»
«Каблучок»
Разновидность цилиндрического головного убора
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847) «Портрет жены купца Образцова» 1830
А.П.Рябушкин «Воскресный день» 1889
Неизвестный художник «Женщина в тверском головном уборе "каблучок"»
«Портрет тверской крестьянки в повязке с жемчужной поднизью» 1830-е
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847) «Портрет М.А. Венециановой в русском наряде»
«Кика»
Цилиндрический головной убор с плоским верхом и «ушками»
из энциклопедии «Русский традиционный быт»
Неврев Николай Васильевич (1830 - 1904) «Василиса Мелентьевна и Иван Грозный» 1880
Неизвестный художник «Портрет женщины в русском народном головном уборе» 1769
Ф.Г.Солнцев
Л.Романова «...К запросватанной сударушке...»
К.Е.Маковский «Боярышня»
Россия, середина 19-го века. Продан на аукционе «Кристи» за $ 5,116
Тверская область, Россия, конец 18 века. Продан на аукционе «Кристи» за $5,903
Цилиндрический головной убор «в виде плоскодонной круглой шляпы». Бытовал повсеместно в московской, и с небольшими видоизменениями в прилегающих губерниях. Форма делалась из бересты, толстой кожи, затем обтягивалась парчой, и украшалась золотной вышивкой.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847) «Кормилица с ребёнком»
Иван Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» 1784
Долгая Ольга Петровна «Свенская ярмарка» (деталь)
Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович (1813-1880) «Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников»
Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Меланхолия невесты» 1915
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847) «Жница»
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847) «Крестьянская девушка с серпом во ржи»
К.Е.Маковский
Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)
Из реставрационной мастерской Суздальского художественно-реставрационного училища
«Московский с поднизью (рясками)»
Головной убор с поднизью. Поднизь имитировала «поля», по-другому «забор» или «ряски» (сетка), из жемчуга. Чтобы ряски «топорщились», жемчуг нанизывали на конский волос. Бытовали и другие названия поднизи - «рясы», «рефедь», «рефиль» (в некоторых северо-западных губерниях это местечковое название перешло и на весь убор). И сегодня в некоторых областях рыбаки сеть называют рефедью.
П. Барбье «Портрет молодой женщины в русском сарафане» 1817
Абрам Клюквин (Россия, 1777-1867)
Ф.Г.Солнцев
С.Мошин «Крестьянка из Великих Лук» 1863
Гравюра из старинного печатного издания
Василий Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (фрагмент) картина полностью
Здесь явное использование жемчужного головного убора в качестве свадебного
Неизвестный художник «Портрет торопчанки» Первая половина XIX века.
Абрам Клюквин (1777-1867) «Портрет новгородской крестьянки с белым платком в руке» 1830-е
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...