Бороться с африканской чумой свиней будут экономическими мерами. Министерство сельского хозяйства намерено повысить штрафы за сокрытие фактов массовой гибели животных от заболеваний и нарушение правил содержания в карантине, сообщили «Известиям» в ведомстве. Речь, в частности, об ужесточении ответственности фермеров, которые скрывают вспышки африканской чумы свиней (АЧС), — штрафы с тысяч и десятков тысяч рублей планируется поднять до 1 млн рублей. В Россельхознадзоре предлагают оборотные штрафы, то есть исчисленные в процентах от выручки. — Внесение изменений в КоАП определено п. 19 Комплекса мер по ликвидации африканской чумы свиней, утвержденного правительством РФ в октябре 2013 года.В настоящий момент проект федерального закона о внесении изменений в КоАП дорабатывается с учетом конкретного увеличения штрафов по ст. 10.6 и 10.7, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза.
Как сообщил источник в ведомстве, обсуждается максимальная сумма штрафа, она может быть поднята до 1 млн рублей — однако пока не определено, для всех ли категорий нарушений и нарушителей. Согласно ст. 10.6 КоАП, сегодня штраф за нарушение содержания животных в карантине составляет для граждан 0,5–1 тыс. рублей, для должностных лиц — 3–5 тыс., для предпринимателей без юрлица — 3–5 тыс., для юрлиц — 10–20 тыс. Если владельцы животных с карантинными болезнями не борются с нарушениями, то штрафы для граждан составляют 1–1,5 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП — 5–7 тыс., для юрлиц — 90–100 тыс. По ст. 10.7 штраф за сокрытие падежа животных составляет для граждан 3–4 тыс. рублей, для должностных лиц — 30–40 тыс., для юрлиц — 90–100 тыс. Если массовый падеж был в условиях карантина и его скрыли, то штрафы для граждан составляют 4–5 тыс. рублей, для должностных лиц — 40–50 тыс., для юрлиц — 100–150 тыс. По словам главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, главная проблема в том, что существующие штрафы, в частности для физических лиц, крайне низкие. — Низкие штрафы фактически стимулируют нарушать ветеринарные правила. Причем эти нарушения приводят к существенным экономическим потерям для целых субъектов страны в случае распространения заболевания, — говорит Юшин. — Ежегодно животноводство несет многомиллиардные потери из-за того, что нарушаются правила содержания животных или утаивается падеж, умерших животных выбрасывают на дорогу или в лес — и болезнь распространяется по всему региону.
Большая часть нарушений приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), где фермеры не регистрируют юридических лиц. На ЛПХ в России приходится 60% поголовья крупного рогатого скота и 25% свиней. Миллионные штрафы для них неподъемны, но штрафы в 30–40 тыс. рублей — вполне посильное и поучительное наказание. Что касается штрафных санкций к юридическим лицам, то здесь эксперт считает максимальный штраф в 1 млн рублей тоже неподходящим. — Для небольшого сельхозпредприятия 1 млн рублей штрафа будет разорительным, а для крупного агрохолдинга с оборотами в миллиарды рублей — это ничто, — говорит Юшин. По мнению эксперта, справедливым наказанием для компаний была бы уплата фиксированного процента от оборота их бизнеса. По мнению замглавы Россельхознадзора Николая Власова, существующие штрафы действительно не выполняют свою функцию по профилактике нарушений. — У нас штрафы исчисляются в твердых, одинаковых для всех суммах. Это нефункционально для одной части физических и юридических лиц и несправедливо в отношении другой их части, — сказал Власов «Известиям». — Поэтому какова бы ни была в разумном диапазоне эта твердая сумма, основная — предотвращающая — функция штрафа будет работать лишь в отношении той небольшой части лиц, где ее размер соответствует доходам.
Так что, по мнению нашей службы, штраф должен исчисляться не в рублях, а в процентах от доходов физического лица или должностного лица за прошлый год или в процентах от годового оборота для юридического лица. Но позитивный эффект от ужесточения ответственности сельхозпроизводителей будет не столь велик, как хотелось бы. Собираемость штрафов и сейчас далека от 100%, а действующие технологии госнадзора не позволяют выявлять нарушения в полном объеме. — Так, например, мы пытаемся штрафовать за сокрытие падежа, но при этом законодательство запрещает ветслужбе фиксировать и проверять наличие животных, ограничивает надзорные полномочия службы (проверки не чаще 1 раза за 3 года), а огромную часть оборота вообще выводит из-под надзора (ЛПХ, где содержатся животные). А это де-факто миллионы коммерческих животноводческих хозяйств: они невелики, но в плане распространения заразных болезней наиболее опасны. Пытаемся штрафовать за перевозку животных и продукцию животного происхождения без ветсопроводительных документов, но не предъявляем никаких требований по регистрации перевозок или транспортных средств для таких перевозок или лиц, осуществляющих такие перевозки, у ветинспекторов отнимаем право проверок на транспорте и при этом у инспекторов полиции отнимаем право проверять исполнение ветзаконодательства, — перечисляет системные недостатки надзора Власов. По данным Россельхознадзора, в текущем месяце вспышки и распространение
АЧС были зафиксированы в Тульской, Московской, Псковской и Калужской областях. В прошлом году из-за эпидемии этой болезни было уничтожено около 1 млн голов свиней (данные Минсельхоза).
Источник: