Горбачёвская антиалкогольная кампания 1985 года положила начало «сухому закону» в вышеназванных сёлах. В то время глава Куладинского сельского совета Валентина Паянтинова (переизбранная вновь в 2013 году) вместе с землячками решила воплотить в жизнь все идеи антиалкогольной политики. Так, решением сельских сходов сёла были объявлены зонами трезвости. Очень скоро большие праздники, свадьбы и проводы в армию стали отмечать без «ста грамм». За этим строго следила комиссия по борьбе с пьянством.
- В то время применялось административное наказание за пьянку. Мне даже приходилось штрафовать своего старшего брата. Надо мной смеялись, упрекали, ругали, но я настояла на своём, - вспоминает Валентина Паянтинова.
Главе сельсовета приходилось буквально ходить по дворам и призывать женщин быть инициативными. Благодаря женсоветам, многие сельчанки поверили в общую силу. Были прецеденты, когда кто-то из земляков пытался продавать водку на дому, но после беседы с представительницами женсовета горе-бизнесмены сворачивали торговлю.
Кулада и Боочи расположены далеко от Чуйского тракта. Если захотелось выпить, то куладинцам приходится преодолевать 25 км, а боочинцам – 13 км, чтобы съездить в Каракол. Конечно, в этих сёлах не все трезвенники, но нет запойных алкоголиков. Желающие выпить находят возможность доехать до соседних сёл. Они даже могут появиться нетрезвыми на улице, но будут стараться не попадаться на глаза представителям старшего поколения. Молодежь никогда не пьёт при старших. К примеру, мой дедушка, отец и брат никогда не выпивали за одним столом. Отцы никогда не угощают алкоголем зятя или сноху.
Надо сказать, что традиционная культура алтайцев тесно связана с алкоголем. Он используется в обряде сватовства. Когда парень выбирает невесту, принято обходить дома её родственников с угощениями – сладостями, чаем и спиртным. Во время этого обряда родственники знакомятся друг с другом. Принявшая сватов семья угощает гостинцами своих соседей. Прежде сватовство считалось важным событием, предвещающим дальние поездки на коне. К выезду готовились основательно. Женщины варили араку - молочную водку. Процесс её изготовления не прост: необходимо доить коров, делать закваску, настаивать и гонять её в специальном устройстве. Угощение сватов считалось проявлением уважения, так как было добыто трудом. Традиционное сватовство, разумеется, претерпело изменения: спиртное теперь скупается ящиками, к сватам приходят непременно с вином и водкой. За несколько дней успевают объехать всех родственников невесты.
На современных свадьбах молодым наливают шампанское, чокаются бокалами и кричат «горько», иногда даже проводят конкурсы, связанные с распитием спиртных напитков. Такие новшества негативно воспринимаются старшим поколением.
1/4
Помимо свадеб с размахом отмечаются государственные и национальные праздники, юбилеи, дни рождения. Здесь алкоголь дозволяется. На похоронах и поминках распитие алкоголя ограничено. Старшими сельчанами недавно было разрешено разливать спиртное по стопкам, но не разносить его по столам. Если кто-то захочет, то подойдёт за ней сам.
Результатом укоренившейся в Куладинском сельском поселении трезвости стало отсутствие необходимости в участковом полицейском. Вернее сказать, участковый есть, но приезжает он сюда крайне редко, потому что здесь не пьют и, как следствие, нет краж, разбоев и хулиганства. Здесь не зафиксированы случаи подростковой преступности и нет ни одной семьи, в которой кто-либо был лишен родительских прав. К «сухому закону» в Куладе и Боочи можно относиться по-разному, можно даже слегка критиковать, но отрицать социальную значимость и пользу такого решения не приходится.
В других сельских поселениях Онгудайского района показатели преступности намного выше. За эти 30 лет там выросло несколько поколений пьющих людей. Высокий уровень безработицы в республике сыграл здесь немаловажную роль, многие пристрастились к пьянству. Стоит просто сравнить внешний вид «пьющих» и «непьющих» сёл, молодёжную активность и уровень жизни, чтобы сразу определить, где алкоголь в чести, а где пьянство контролируется старшими и руководством села.
1/10
- Главная беда – равнодушие людей. Нельзя жить с позицией «моя хата с краю». Алкоголь губит генетику народа. Я говорю женщинам, что если мы позволим мужчинам пить, то, например, в случае войны или природной катастрофы, среди них не найдется людей, которые сядут за руль автомобиля или трактора, чтобы вывезти родных в безопасное место, - отмечает Валентины Паянтинова.
Старшее поколение сохранило для алтайцев один из секретов сохранения рода в самом выражении «аракы амзаар» - пробовать араку, а не пить – «ичер». Возможно, в этом выражении предупреждение – только пробовать на вкус, не спиваться.