По мнению активистов общественного движения «Обрнадзор», четырехкратное увеличение средств на проведение Единого государственного экзамена никак не улучшило его качества.
Общественники вновь раскритиковали проведение Единого государственного экзамена. Движение «Обрнадзор» подготовило специальный доклад, в котором опубликовало данные от сотрудников региональных министерств образования (было опрошено 37 регионов страны). В докладе (есть в распоряжении «Известий») общественники приводят факты неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на ЕГЭ-кампанию 2014 года. Ее финансирование в этом году было увеличено в четыре раза.
— Это исследование проводилось бесплатно, энтузиастами, в основном в регионах, поскольку они были разочарованы тем, что в вопросах организации и проведения ЕГЭ их ставят перед фактом — всё решается на федеральном уровне, — пояснил «Известиям» источник в «Обрнадзоре». — Поэтому мы надеемся, что обнародование этого доклада привлечет внимание Минобрнауки к мнению региональных работников системы образования.
Помимо общеизвестных и широко обсуждаемых в СМИ недостатков экзамена активистов «Обрнадзора» удивила, в частности, дополнительная стоимость выявления одного списывающего на ЕГЭ-2014. Эта цифра составила более 1,2 млн рублей. По информации официального сайта Рособрнадзора, в 2013 году аннулированы 664 работы ЕГЭ (при финансировании мониторинга ЕГЭ в 5 млн рублей). В 2014 году на этот мониторинг потрачено уже 709 млн рублей (в том числе на видеонаблюдение и трансляцию), а аннулированы 1224 работы. Таким образом, по мнению общественников, заявленные Рособнадзором десятки тысяч онлайн-наблюдателей, тысячи «общественных» наблюдателей смогли зафиксировать всего на 560 нарушений больше, чем в прошлом году.
Специалисты вычислили и среднюю стоимость участия одного общественного наблюдателя, которое по закону должно быть безвозмездным. Она составила более 57 тыс. рублей (все расчеты есть в докладе).
По данным экспертов, 11 из 15 госзакупок Минобрнауки и Рособрнадзора для ЕГЭ-2014 на сумму более 885 млн рублей были выполнены без торгов или в результате несостоявшихся торгов.
В Рособрнадзоре комментировать эту тему отказались.
— На мой взгляд, выводы, сделанные в этом докладе, хоть местами и шокирующие, но весьма предсказуемые, — считает давний противник Минобранауки, депутат Госдумы Владимир Бурматов. — Это объяснимо, учитывая беспрецедентную сумму, которая была потрачена на PR-кампанию ЕГЭ — 48,5 млн рублей. ЕГЭ 2014 года обошелся федеральному бюджету в четыре раза дороже, чем в прошлом году, но никаких существенных позитивных изменений не произошло. Средний балл практически не изменился. Почти не изменилось и количество высокобалльников по русскому языку — предмету, который сдавали абсолютно все. Нам также обещали, что будет покончено с «ЕГЭ-туризмом», но только из одной Махачкалы 1,2 тыс. человек выехали сдавать экзамен в отдаленные деревни. Таких фактов очень много. Если почти все показатели остались на уровне прошло года, тогда куда ушли деньги налогоплательщиков?
По словам депутата, не удалось решить и проблему с «мобильным списыванием». Несмотря на наличие металлодетектеров школьники проносили телефоны в аудитории, и количество фактов списывания возросло. По мнению Владимира Бурматова, часть средств, потраченных на PR-кампанию экзамена, целесообразнее было бы направить на психологическую подготовку школьников-выпускников.
С просьбой оценить эффективность расходов на прошедший Единый госэкзамен депутат обратился в Министерство финансов (есть в распоряжении «Известий). Он уверен, что объективный анализ экономистов поможет более грамотно спланировать очередную экзаменационную кампанию. Также парламентарий сделал запрос на имя заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец с просьбой открыть статистику по ЕГЭ этого года, в том числе показать количество учащихся, не сдавших экзамен по русскому языку.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава считает, что намного важнее исследовать и доработать содержательную часть Единого госэкзамена, чем заниматься выискиванием тех или иных недостатков в организации его проведения.
— Конечно же, нужно проводить различные исследования по результатам таких кампаний, ведь средства действительно тратятся немалые. Зачем в море выбрасывать песок — оно всё равно унесет… Но я считаю, что на сегодняшний день намного важнее направить силы на усовершенствование самих тестов, чтобы по их результатам можно было более полно оценивать знания выпускников. Каждый год мы что-то вносим, что-то меняем в ЕГЭ. Подготовка к экзамену влияет на механическую память, а мыслить школьников ЕГЭ не очень-то учит. И в ближайшее время наши чиновники от образования совместно с учеными найдут выход из этой ситуации. Именно это сейчас особенно важно, — отметил он.
— Я всегда против того, чтобы проводились целенаправленные кампании по дискредитации процедуры ЕГЭ, которая давно себя зарекомендовала и дает колоссальные преимущества, — заявил профессор кафедры политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. — Как бы плохо ни выглядела процедура ЕГЭ, это избавляет наше общество от страшной коррупции в сфере образования и дает шансы выпускникам школ в любом отдаленном уголке России, которые действительно хорошо учатся, поступить в самые престижные российские вузы. Для меня, как для преподавателя вуза, это самое главное. Поэтому все остальные минусы, которые возможны, перекрываются двумя этими огромными достижениями.
Источник: