- Выпьем?
- Выпьем!
- А деньги где?
- А шапка-то у тебя на что!
Дополнения приветствуются!
• Шапочно знакомство не пойдет в потомство.
• На воре шапка горит, а на пиве - выпить велит.
• И под дырявой шапкой живет голова.
• Шапку как ни поворачивай, все шапкой будет
• Из спасиба шапки не сошьешь.
• То не пьян еще, коли шапка на голове.
• Баранья шапка на бараньей голове.
• Шапка три рубля, зато набекрень.
• Дома щи без круп, а в людях шапка в рупь.
• Замерзающему и тряпка — шапка и юбка шубка.
• Прости, колпак, а шапка и так.
• Была бы голова, а шапка будет.
• Обещанная шапка на уши не лезет.
• В брюхе солома, а шапка с заломом.
• По голове и шапка, по ноге и сапог.
• По Сеньке и шапка, по горшку и крышка.
• По Сеньке и шапка, по Ереме и колпак.
• Каков Пахом, такова и шапка на нем.
• На воре и шапка горит.
• Пришел к шапочному разбору.
• В голове нет – в шапку не накидаешь.
• В бородинском полку носят шапки на боку.
• Шапку выиграл, а кафтан проиграл.
• Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
• Без рубля, как без шапки.
• Шапку в охапку и бегом.
• В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь.
• Дело в шляпе
Выражение «дело в шляпе» пришло в русский язык во времена, когда сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало лихого люда, и сумка с пакетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги, или, как их называли, дела, зашивали под подкладку шляпы или шапки.
От hel_sim:
• Без шапки стоя не много наговоришь.
• С недруга — хоть шапка долой.
От Парашутова :
• На тулово без головы шапки не пригонишь.
• И в шапке дурак, и без шапки дурак.
• Голова без шапки не останется.
• Что с ним заведешь - шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить сниманием шапки)
• Хватился шапки, как головы не стало.
• Убогий на богатого сердится, а за ним вслед без шапки находится.
• Перед дураком шапки не снимают.
• Не шути, Макар, коль до шапки не достал
От Диаскоп :
• Большая шапка - ногам тепло
• Без жены, как без шапки
• Столько наговорил, что и шапку не возьмешь
• Времена шатки, береги шапки
• Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин - это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.
Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)» 1891
В допетровской Руси покрой был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю»; отличались одежды лишь качеством материала. Не то - шапка: по ней судили о происхождении и знатности человека. Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха (весу в ней — 2 фунта 20 золотников без соболя, т.е. 904,2 грамма), как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр, — хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.
Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.
В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок. Крестьяне носили валяныеколпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века. Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости, как носили ещё доисторические скифы и сарматы»
Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)
Михаил Нестеров «Два лада»
А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882
А.О.Орловский «Продавец блинов» литография 1826
По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
И.Е.Репин «Бурлак»
Ф.Г.Солнцев
В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы
с небольшими полями «черепенники», «грешневики», «гречушники».
Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин» 1879
А.О. Орловский «Колдун» литография
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909
Перов Василий Григорьевич
Ф.Г.Солнцев
Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин в лесу» 1880
Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли рогулька», «рогатка») была известна всем. «Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.
Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
В письменных источниках упоминается с Духовной грамоты Ивана Калиты 1327 — 1328 года. Верхняя часть Збручского идола, датируемого примерно X веком, оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой.
Шапка состояла из круглой конусообразной тульи высотой около 7 вершков и круглого мехового околыша. Вершина тульи иногда заламывалась на бок. В околе передней части шапки (а иногда и в задней) делали разрез, который назывался «прореха».
Шапка была широко распространена во всех слоях общества, и впоследствии все головные уборы начали называть шапкой.
А. П. Рябушкин «Стрелец»
Б.М.Кустодиев «Автопортрет» 1912
Б.М.Кустодиев «Автопортрет в шубе» 1912
Ф.М.Солнцев
К.Е.Маковский «Ямщик» 1900-е
К.Е.Маковский «Крестьянский мальчик» 1880-е
В.Е.Маковский «Дуется» 1901
С.С.Соломко «Любитель птиц»
П.Рыженко «Малюта»
К.В.Лемох «Крестьянский мальчик» 1897
Андрей Рябушкин (1861–1904) «Пожалован шубой с царского плеча. 1902
К.Е.Маковский «Старик» Конец 1890-х
Мурмолка (позже «ермолка») - меховая или бархатная шапка с плоской тульей.
«Как он ехал по нашей улице, набекрень заломивши мурмолку.» А.К.Толстой.
А.О.Орловский «Продавец картинок из Святого Писания»
В.Е.Маковский «Пастушок»
А.О.Орловский «Ямщик»
Рябушкин Андрей Петрович (1861 - 1904) «Молодожены» 1897
Ф.Г.Солнцев
Богданов-Бельский Николай Петрович «Крестьянский мальчик»
Дрождин Петр Семенович «Портрет молодого человека в голубом кафтане (Автопортрет)»
Зимой на Руси были распространены меховые шапки «с ушами» «треух» и«малахай». Различие было в том, что у малахая передний клапан был откидным, а у треуха была просто меховая опушка. Изготовлялись из меха, и обычно покрывались сукном.
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович «Птицелов» 1895
Геннадий Спирин. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»
«Малахай»
«Малахай»
«Треух».
Три акварели авторства Фёдора Григорьевича Солнцева
И правнук малахая - шапка-ушанка :)
Сысоев Н.А. «Мальчик» 1950
Федот Васильевич Сычков «Гринька» Этюд. 1937
Жарков Борис Степанович «Так нельзя!»
Картуз - головной убор для лета из сукна, плиса, бархата, на подкладке.Картузы шились с плоским круглым верхом на высоком (около 5 - 8 см.) стоячем околыше с широким твёрдым козырьком надо лбом. Козырьки могли быть полукруглыми, наклонными или длинными прямыми. Верхом щёгольства было иметь на картузе лаковый козырёк :) Праздничные картузы молодых людей украшались над козырьком по околышу ленточками, шнурками с пуговками, бисерными подвесками, искусственными и живыми цветами.
В. Перов «Чистый понедельник» 1866
Андрей Ремнёв «Продавец лимонада»
Андрей Ремнёв «Продавец рыбы или Русалка» Диптих. Правая часть.
В.Е. Маковский «Рыбачки»1886
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Плотник (Егор Терешкин)» 1916
Федот Васильевич Сычков «Автопортрет» 1893
Н.Богданов-Бельский «Дети»
И.Е.Репин «Косарь-литвин. Здравнёво» 1892-1897
В.М.Максимов «После обедни»
Н.Богданов-Бельский «Дети»
С.Виноградов «Пастух»
И.С.Куликов «Продавец павловских товаров (скобенщик)» 1936
Иван Куликов «Школьник» 1897
И чем же картуз особо от фуражки отличается?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Справедливости ради надо отметить, что эти головные уборы не относятся к народным.
Их носили только знатные мужи - князья и бояре.
Тафья - маленькая шапочка из сафьяна, сукна, атласа, бархата или парчи, украшенная золотом и жемчугом, прикрывавшая только макушку (как тюбетейка). Их носили только в комнате, и только знатные люди.
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин
Павел Рыженко «Алексей Михайлович Тишайший»
Лебедев К. В. «К боярину с наветом» 1904
А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича» 1893
Во время парадного выхода боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак — горлатную шапку. Вернувшись домой, напяливали последнюю на болванец, нарядно расписанный и служащий украшением в доме. Шапка горлатная - меховой головной убор в локоть высотой, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Шапки горлатные обшивались лисьим, куньим или собольим мехом. Мех брался из горлышек, откуда и произошло название. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.
Павел Рыженко «Тайна царя Феодора Иоановича»
Андрей Рябушкин (1861 - 1904) «Ожидают выхода царя» 1901
Е.М.Бём «Буки из "Азбуки"»
Горлатную шапку пошили для Сеньки,
И взяли за шапку хорошие деньги.
А шилась горлатная шапка, бывало,
Из шкуры, что горло зверью закрывала.
Пусть Сенька с рождения не был атлетом,
Но значимость шапка давала при этом,
Ведь Сенька - боярин, он знатного рода,
И значит на голову выше народа.
Никто не считал его лобные пяди,
А шапка скрывала белесые пряди,
А может и плешь, коль такая имелась...
Но в шапке ему и гулялось, и пелось.
Боярское звание не было шатко,
Коль прочно сидела горлатная шапка,
А Сеньке жилось и доходно, и сыто,
Коль шапка по Сенькину званию сшита.
Вот мы поговорку с тобой получили,
Что в школьные годы еще заучили:
Что честь по заслугам, как шапка по Сеньке
Но честь не пошить, словно шапку, за деньги!
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин
Вот откуда это пошло. Или чеченская жена Грозному подарила, или чеченам понравился царский убор, история умалчивает.
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...