Народный костюм.Мужские шапки

Новости Рейтинг: 0 Голосов: 0 6188 просмотров ⛳  Источник: http://kykolnik.livejournal.com/...

Шапка в пословицах и поговорках



- Выпьем?
- Выпьем!
- А деньги где?
- А шапка-то у тебя на что!

Дополнения приветствуются!
 
 

• Шапочно знакомство не пойдет в потомство.

• На воре шапка горит, а на пиве - выпить велит.

• И под дырявой шапкой живет голова.

• Шапку как ни поворачивай, все шапкой будет

• Из спасиба шапки не сошьешь.

• То не пьян еще, коли шапка на голове.

• Баранья шапка на бараньей голове.

• Шапка три рубля, зато набекрень.

• Дома щи без круп, а в людях шапка в рупь.

• Замерзающему и тряпка — шапка и юбка шубка.

• Прости, колпак, а шапка и так.

• Была бы голова, а шапка будет.

• Обещанная шапка на уши не лезет.

• В брюхе солома, а шапка с заломом.

• По голове и шапка, по ноге и сапог.

• По Сеньке и шапка, по горшку и крышка.

• По Сеньке и шапка, по Ереме и колпак.

• Каков Пахом, такова и шапка на нем.

• На воре и шапка горит.

• Пришел к шапочному разбору.

• В голове нет – в шапку не накидаешь.

• В бородинском полку носят шапки на боку.

• Шапку выиграл, а кафтан проиграл.

• Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

• Без рубля, как без шапки.

• Шапку в охапку и бегом.

• В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь.

• Дело в шляпе

Выражение «дело в шляпе» пришло в русский язык во времена, когда сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало лихого люда, и сумка с пакетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги, или, как их называли, дела, зашивали под подкладку шляпы или шапки.

От hel_sim:
• Без шапки стоя не много наговоришь. 
• С недруга — хоть шапка долой. 

От tsibirinka:
• Без порток, а в шляпе!

От Парашутова :
• На тулово без головы шапки не пригонишь.
• И в шапке дурак, и без шапки дурак.
• Голова без шапки не останется.
• Что с ним заведешь - шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить сниманием шапки)
• Хватился шапки, как головы не стало.
• Убогий на богатого сердится, а за ним вслед без шапки находится.
• Перед дураком шапки не снимают.
• Не шути, Макар, коль до шапки не достал

От Диаскоп :
• Большая шапка - ногам тепло
• Без жены, как без шапки
• Столько наговорил, что и шапку не возьмешь
• Времена шатки, береги шапки
• Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мужские головные уборы. Колпак, валенка

«В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь»

Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин - это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.



Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)» 1891



В допетровской Руси покрой был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю»; отличались одежды лишь качеством материала. Не то - шапка: по ней судили о происхождении и знатности человека. Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха (весу в ней — 2 фунта 20 золотников без соболя, т.е. 904,2 грамма), как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр, — хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.

Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.



В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок. Крестьяне носили валяныеколпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века. Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости, как носили ещё доисторические скифы и сарматы»

Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
 

Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)




Михаил Нестеров «Два лада»




А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882




А.О.Орловский  «Продавец блинов» литография 1826



По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
 


И.Е.Репин «Бурлак»




Ф.Г.Солнцев


В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы
с небольшими полями «черепенники», «грешневики», «гречушники».



Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин» 1879




А.О. Орловский «Колдун» литография




Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909




Перов Василий Григорьевич




Ф.Г.Солнцев




Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин в лесу» 1880



Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли рогулька», «рогатка») была известна всем. «Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.

Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
 


А.Г. Венецианов. «Захарка»
 

Ф.Г.Солнцев

----------------------------------------------------------------------------
 

Мужские головные уборы... 2. Шапка, мурмолка

В письменных источниках упоминается с Духовной грамоты Ивана Калиты 1327 — 1328 года. Верхняя часть Збручского идола, датируемого примерно X веком, оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой.

Шапка состояла из круглой конусообразной тульи высотой около 7 вершков и круглого мехового околыша. Вершина тульи иногда заламывалась на бок. В околе передней части шапки (а иногда и в задней) делали разрез, который назывался «прореха».

Шапка была широко распространена во всех слоях общества, и впоследствии все головные уборы начали называть шапкой.
 


А. П. Рябушкин «Стрелец»




Б.М.Кустодиев «Автопортрет» 1912


Б.М.Кустодиев «Автопортрет в шубе» 1912
 

Ф.М.Солнцев
 

К.Е.Маковский «Ямщик» 1900-е
 

К.Е.Маковский «Крестьянский мальчик» 1880-е
 

В.Е.Маковский «Дуется» 1901
 

С.С.Соломко «Любитель птиц»
 

 

П.Рыженко «Малюта»
 

К.В.Лемох «Крестьянский мальчик» 1897
 

Андрей Рябушкин (1861–1904) «Пожалован шубой с царского плеча. 1902
 

К.Е.Маковский «Старик» Конец 1890-х

Мурмолка (позже «ермолка») - меховая или бархатная шапка с плоской тульей.
«Как он ехал по нашей улице, набекрень заломивши мурмолку.» А.К.Толстой.

А.О.Орловский  «Продавец картинок из Святого Писания»
 

В.Е.Маковский «Пастушок»

 

А.О.Орловский «Ямщик»
 

Рябушкин Андрей Петрович (1861 - 1904) «Молодожены» 1897
 
 

 Ф.Г.Солнцев
 
 

Богданов-Бельский Николай Петрович «Крестьянский мальчик»
 

 

 

Дрождин Петр Семенович «Портрет молодого человека в голубом кафтане (Автопортрет)»
 
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 

Мужские головные уборы... 3. Треух, малахай, картуз

От зимы до лета...

Зимой на Руси были распространены меховые шапки «с ушами» «треух» и «малахай»Различие было в том, что у малахая передний клапан был откидным, а у треуха была просто меховая опушка. Изготовлялись из меха, и обычно покрывались сукном.
 


Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович «Птицелов» 1895




Геннадий Спирин. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»




 «Малахай»




«Малахай»




«Треух».
Три акварели авторства Фёдора Григорьевича Солнцева


И правнук малахая - шапка-ушанка :)




Сысоев Н.А. «Мальчик» 1950




Федот Васильевич Сычков «Гринька» Этюд. 1937




Жарков Борис Степанович «Так нельзя!»



Картуз - головной убор для лета из сукна, плиса, бархата, на подкладке.Картузы шились с плоским круглым верхом на высоком (около 5 - 8 см.) стоячем околыше с широким твёрдым козырьком надо лбом. Козырьки могли быть полукруглыми, наклонными или длинными прямыми. Верхом щёгольства было иметь на картузе лаковый козырёк :) Праздничные картузы молодых людей украшались над козырьком по околышу ленточками, шнурками с пуговками, бисерными подвесками, искусственными и живыми цветами.
 


В. Перов «Чистый понедельник» 1866




Андрей Ремнёв «Продавец лимонада»




Андрей Ремнёв «Продавец рыбы или Русалка» Диптих. Правая часть.




В.Е. Маковский «Рыбачки»1886




Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Плотник (Егор Терешкин)» 1916




Федот Васильевич Сычков «Автопортрет» 1893




Н.Богданов-Бельский «Дети»




И.Е.Репин «Косарь-литвин. Здравнёво» 1892-1897




В.М.Максимов «После обедни»




Н.Богданов-Бельский «Дети»




С.Виноградов «Пастух»




И.С.Куликов «Продавец павловских товаров (скобенщик)» 1936




Иван Куликов «Школьник» 1897

И чем же картуз особо от фуражки отличается?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 

Мужские головные уборы... 4. Тафья, горлатная шапка

Справедливости ради надо отметить, что эти головные уборы не относятся к народным.
Их носили только знатные мужи - князья и бояре.

Тафья - маленькая шапочка из сафьяна, сукна, атласа, бархата или парчи, украшенная золотом и жемчугом, прикрывавшая только макушку (как тюбетейка). Их носили только в комнате, и только знатные люди.

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин
 


Павел Рыженко «Алексей Михайлович Тишайший»




Лебедев К. В. «К боярину с наветом» 1904




А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича» 1893




Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902) «Любитель» 1881




К.Е.Маковский «Боярин с кубком»




Журавлев Фирс Сергеевич «Автопортрет»




Ф.Г.Солнцев




К.Е.Маковский «Портрет старика» 1890




К.Е.Маковский «Боярин»




К.Е.Маковский «Боярин»




К.Е.Маковский «Боярин с кубком»


Во время парадного выхода боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак — горлатную шапку. Вернувшись домой, напяливали последнюю на болванец, нарядно расписанный и служащий украшением в доме.
Шапка горлатная - меховой головной убор в локоть высотой, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Шапки горлатные обшивались лисьим, куньим или собольим мехом. Мех брался из горлышек, откуда и произошло название. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.
 


Павел Рыженко «Тайна царя Феодора Иоановича»




Андрей Рябушкин (1861 - 1904) «Ожидают выхода царя» 1901









Е.М.Бём «Буки из "Азбуки"»

Горлатную шапку пошили для Сеньки, 
И взяли за шапку хорошие деньги.
А шилась горлатная шапка, бывало,
Из шкуры, что горло зверью закрывала.

Пусть Сенька с рождения не был атлетом,
Но значимость шапка давала при этом,
Ведь Сенька - боярин, он знатного рода,
И значит на голову выше народа.

Никто не считал его лобные пяди,
А шапка скрывала белесые пряди,
А может и плешь, коль такая имелась...
Но в шапке ему и гулялось, и пелось.

Боярское звание не было шатко,
Коль прочно сидела горлатная шапка,
А Сеньке жилось и доходно, и сыто,
Коль шапка по Сенькину званию сшита.

Вот мы поговорку с тобой получили,
Что в школьные годы еще заучили:
Что честь по заслугам, как шапка по Сеньке
Но честь не пошить, словно шапку, за деньги!

Н.Б.Шумов

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
 


 


 

Комментарии (2)
0 #
13 марта 2016 в 00:17 Рейтинг: 0
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин


Вот откуда это пошло.
Или чеченская жена Грозному подарила, или чеченам понравился царский убор, история умалчивает.
seva #
13 марта 2016 в 03:54 Рейтинг: 0

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 167289
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 70496
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 54905
RSS-лента