Народный костюм.Женские уборы

Новости Рейтинг: 0 Голосов: 0 2472 просмотра ⛳  Источник: http://kykolnik.livejournal.com/...

Девичьи головные уборы. Перевязка, головодец

Костюм, как тайнопись, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняя роль оберегов от злых духов 

  (219x438, 24Kb)

Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:



В. Максимова «Сборы на гулянье» 1869


Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы. «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.

На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.

Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений.




Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882




М.Нестеров «Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой» 1885 *click 785×1024, 328 Кб

Очелье заполнялось зигзаговыми линиями – символом влаги, крестами - солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной поднизью - символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождём.
 


Новоскольцев Александр «Светлана»




Куликов Иван Семёнович «Задумалась» 1906 *click 1000×776, 263 Кб




Андрей Ремнёв «Изразцовая жизнь» 2002




К.Е.Маковский «Рассказчица»




Фёдор  Солнцев




Фёдор Солнцев




К.Е.Маковский




В.Л.Боровиковский «Портрет Торжковской крестьянки Аксиньи»




Сайда Афонина «Накануне Рождества»




К.Е.Маковский




К.Е.Маковский




М.Шанько «Девушка с Волги» 2006



Фёдор Солнцев




К.Е.Маковский




К.Е.Маковский


 

Ю.Сергеев «У гадалки»




А.Косничев «Девушка в русском костюме»




Елисеев Е.А. «Невесты. Троицын день» 1907




Слепушкин Дмитрий « Портрет девушки в русском костюме»




К.Е.Маковский





 
-------------------------------------------------
 

Девичьи головные уборы... 2. Венец, коруна, почелок

«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели 
 


Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.
 
 

Название, безусловно, происходит от слова «Корона».


Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название - «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.
 


Левицкий Д.Г. «Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника» 1785 («венец» с городками)




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Русская красавица»




И.Е. Репин «Выбор великокняжеской невесты» (Михаила Федоровича?)




Василий Суриков «Посещение царевной женского монастыря» 1912




Седов Григорий Семенович (1836 - 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882




Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург) (Россия, 1832-1902) «Терем царевен»




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Сказочница»
Коруна надета на девочке, а у самой сказочницы кика, про которую мы поговорим позже




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Бабушкины сказки»




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Девушка в жемчужном ожерелье» конец 1880-х


 

Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»




Николай Васильевич Харитонов «Девушка» 1920




Василий Суриков «Портрет царевны» 1911




Владимир Егорович Маковский «Девушка, смотрящаяся в зеркало» 1916




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Чарка мёда»




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»




Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848




Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998




Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» 1836




Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»




Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»




Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Боярышня»






Фёдор Григорьевич Солнцев




Михаил Шаньков «Дочка» 1998




Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярышня»




Александр Левченков «Мария Темрюковна»




Молодых Мария Станиславовна «Ксения Годунова»




Журавлев Ф. С. «Боярышня» 1896




Врубель Михаил Александрович «Царевна-Лебедь» 1900




Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярыня у окна»




С.Соломко «Находка»




Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790
--------------------------------------------------------------------------
 

От коруны к повойнику

Смена головного убора с девичьего на женский называлась «окручивание». Вместо одной косы волосы заплетали в две, которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы. Сверху покрывали тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. В разных землях России он имел разные названия.

Этнографы считают, что в основе ритуала окручивания лежало древнее поверье о магической силе женских волос. По канону, которому следуют православные иконописцы, у целомудренной женщины не может быть прически, схожей с интимным, «срамным» местом. Волосы на голове и теле «мужатицы» позволялось видеть только ее «мужу и повелителю». Срывание головного убора с замужней женщины каралось штрафом, равным штрафу за обесчещение. Везде и повсюду замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой.


В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848




Андрей Ремнёв «Разделение косы» 1996




Антохина-Куракса Наталья Александровна «Крестьянская свадьба» 2004




Константин Егорович Маковский «К венцу»




Иван Семёнович Куликов «Убор невесты»

Простоволосые женщины не так часто встречаются на полотнах русских живописцев...



Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) «Девушка с розовой лентой (расплетающая косу)»




Б.М.Кустодиев «Девушка, расчесывающая волосы» 1917 




Десятов П.Н. «Девушка, расчесывающая волосы» 1840 - 1850-е 




Венецианов Алексей Гаврилович (7.02.1780 - 4.12.1847) «Купание» 1830




Е. Терентьев (1820 - ?) «Девушка, расчесывающая волосы»
 
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 215267
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 80713
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 55376
RSS-лента