Костюм, как тайнопись, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняя роль оберегов от злых духов
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:
В. Максимова «Сборы на гулянье» 1869
Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы. «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений.
Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882
М.Нестеров «Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой» 1885 *click 785×1024, 328 Кб
Очелье заполнялось зигзаговыми линиями – символом влаги, крестами - солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной поднизью - символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождём.
Новоскольцев Александр «Светлана»
Куликов Иван Семёнович «Задумалась» 1906 *click 1000×776, 263 Кб
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.
Название, безусловно, происходит от слова «Корона».
Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название - «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.
Левицкий Д.Г. «Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника» 1785 («венец» с городками)
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Русская красавица»
Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург) (Россия, 1832-1902) «Терем царевен»
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Сказочница»
Коруна надета на девочке, а у самой сказочницы кика, про которую мы поговорим позже
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Бабушкины сказки»
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Девушка в жемчужном ожерелье» конец 1880-х
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Николай Васильевич Харитонов «Девушка» 1920
Василий Суриков «Портрет царевны» 1911
Владимир Егорович Маковский «Девушка, смотрящаяся в зеркало» 1916
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Чарка мёда»
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848
Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998
Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» 1836
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»
Маковский Константин Егорович (Россия, 1839-1915) «Боярышня»
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Боярышня»
Фёдор Григорьевич Солнцев
Михаил Шаньков «Дочка» 1998
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярышня»
Александр Левченков «Мария Темрюковна»
Молодых Мария Станиславовна «Ксения Годунова»
Журавлев Ф. С. «Боярышня» 1896
Врубель Михаил Александрович «Царевна-Лебедь» 1900
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярыня у окна»
С.Соломко «Находка»
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790
--------------------------------------------------------------------------
Смена головного убора с девичьего на женский называлась «окручивание». Вместо одной косы волосы заплетали в две, которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы. Сверху покрывали тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. В разных землях России он имел разные названия.
Этнографы считают, что в основе ритуала окручивания лежало древнее поверье о магической силе женских волос. По канону, которому следуют православные иконописцы, у целомудренной женщины не может быть прически, схожей с интимным, «срамным» местом. Волосы на голове и теле «мужатицы» позволялось видеть только ее «мужу и повелителю». Срывание головного убора с замужней женщины каралось штрафом, равным штрафу за обесчещение. Везде и повсюду замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой.
В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...