Ну вот, пришло время разбираться и с женскими головными уборами. Часто их называют общим собирательным словом - «кокошник». Это всё равно, как если бы назвать христианство православием. Итак...
«Не рада баба повою, а рада покою»
«Повойник»(шамшура, самшура, волосник, сдериха, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, специальная шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания
Этот головной убор мог быть, как мягким (повойник, волосник, сдериха и т.д.), так и жёстким (кичка, кика),у которых лобная часть была из твёрдой основы, придававшая форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца.
Позже кичка стала самостоятельным головным убором.
На многих картинах видны два конца, как от платка. Надо пояснить - это «кустышки» - кусок ткани, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны. Носители традиции говорят, что: «кустышки должны стоять как ушки у зайчика».
В.Максимов «У амбара» 1874
В. Перов «Склоненная женская фигура»
В. Перов «Прием странника» 1874
Можно не подписывать :)
А.Г.Венецианов «Девушка на сеновале»
Эриксен Вигилиус «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике»
А.А.Наумов «Чаепитие» 1897
Фёдор Григорьевич Солнцев
Фёдор Григорьевич Солнцев
Б.М.Кустодиев «Женщина, пьющая чай» 1918
Фёдор Григорьевич Солнцев
А. Венецианов «Первые шаги»
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка Тверской губернии» 1840-е
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка с васильками»
Венецианов Алексей Гаврилович
Тропинин В.А. «Старуха, обрезающая себе ногти» 1840
Тропинин В.А. «Портрет купчихи в синем повойнике» 1830
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка, расчесывающая лен (Анисья)» 1822
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка»
Неизвестный русский художник 1-й половины XIX в. «Портрет купчихи из семьи Шубиных в повойнике» 1830-е
Маковский (какой из них, не знаю)
Повседневный головной убор замужней женщины.
Нижняя часть - повойник был очень жёстким, держал форму за счёт бересты, толстой кожи, вставленных внутрь.
Отверстие для волос, собранных пучком.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сорока - род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась «саженая». Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку (вспомните головные уборы медсестёр первой мировой войны - сорока, только вместо украшения на околыше красный крест)
Иван Яковлевич Билибин «Стрельчиха перед царем и свитой»
Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»
Л. Романова «На красный падог - яичек пяток»
К.Е.Маковский «Портрет девушки»
Ярошенко Николай Александрович «Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой» 1886
Иллюстрация из книги Ф.М.Пармона «Русский народный костюм»
Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к сказку «Белая уточка» 1903
К.Е.Маковский «Девушка в народном костюме»(?)
А.Сахарова «Московский костюм»
В. Суриков «Натурщица в старинном русском костюме» 1882
Андрей Патраков
Сергей Соломко «Молодая женщина в народном головном уборе»
Выкройка «сороки» из журнала «Чудесные мгновения. Русский народный костюм» *clickable
КИЧКА (кика) - старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Отличительной приметой кички были... рога, торчавшие вверх надо лбом/
Кичкообразный женский головной убор был многосоставным:
• «Повойник» (шамшура, самшура, волосник, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, специальная шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания.
• «Позатыльник» (позатылень) надевался сзади кички.
«Низаный» бисерный позатылень являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, а, следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения в несколько сантиметров длины.
• «Начельник» - передняя налобная часть сороки, прямоугольной формы, украшенная вышивкой и шелковыми лентами – «тесьмами». По нижнему краю подбит полоской ткани или шелковой лентой.
• «Кичка» (кика) сам убор, придававший форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца. Так же как и сороки, кички имели позатыльни.
• «Сорока», покрывающая кичку. Сорока повторяла форму кички, но иногда скрывала её рогатость. Имела самые разные конфигурации - полумесяца, обращенного вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течении всей жизни. Чем женщина моложе - тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода.
Сборные головные уборы (рогатые кички) носили преимущественно в южных регионах с понёвным комплексом.
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...