Колокола звенели на всю округу
Алексей Кислицын похож на былинного русского богатыря: большой, сильный, добродушный. Живет Алексей Иванович в дальнем селе Илеть Параньгинского района, со всех сторон окруженном заповедными лесами. Когда-то здесь проходил большой торговый тракт, на котором беглые пугачевцы - старообрядцы основали поселение, где местный православный люд поставил храм, размеры которого до сих пор поражают воображение. Говорят, звон его колоколов разносился по всей округе.
Лес кормит
Алексея, его большую семью и многих других односельчан кормит лес. Мужики, объединившись в бригаду, пилят делянки, ставят срубы. На этот счет они мастера, каких поискать — вдвоем пара дней и сруб готов. Алексей Иванович установил у себя во дворе небольшую пилораму: готовит для себя и земляков пиломатериал. Но сейчас с деньгами у людей неважно, поэтому заказов немного. Да и с хорошим здоровым лесом проблемы — работать чаще всего приходится с ельником-сухостоем, который теперь годится в лучшем случае на штакетник.
Рандеву с топтыгиным
Считай, вся моя жизнь проходит в лесу, рассказывает Кислицын, долго работал лесником, да и сейчас постоянно там. Для сельского жителя лес серьезное подспорье: дрова, грибы, ягоды, лекарственные травы, раньше их собирали для себя, а сейчас появился спрос, пчеловодство - слежу за бортями и дуплянками. Правда, тут конкурентов много, медом от диких пчел любят полакомиться и медведи, и куницы. С мишками в лесу встречаться приходилось не раз, тут главное не паниковать, не бежать сломя голову и все обойдется. Свое бортевое хозяйство Алексей нынче немного расширил, с его легкой руки этим делом занялись мужики из деревни Олоры.
Безземельный фермер
Хлеб сельского жителя вообще очень несладкий, рассуждает Алексей Иванович, работать приходится много: у меня день начинается в шесть часов утра и завершается только поздно вечером, а вот в финансовом смысле отдача невелика. Я с семьей (трое детей) до сих пор живу в родительском доме с матерью-старушкой и отцом-инвалидом, который вот уже 14 лет прикован к кровати. Пытаюсь получить земельный участок под строительство своего дома — бесполезно, а то, что нам предлагают, находится в чистом поле, где нет никакого обустройства, коммуникаций. Неужели это и называется помощью многодетной семье? Нынче по причине отсутствия своего земельного надела пришлось даже отказаться от фермерского гранта в полтора миллиона рублей.
Между тем Кислицын в илетской стороне человек очень даже уважаемый: шесть созывов(!) был депутатом сельского собрания, да и сейчас в гуще общественных дел села. Например, он главный ответственный за пожарную мотопомпу (она и хранится в его доме), с помощью, которой местным жителям, случись что, придется бороться с красным петухом до прибытия профессиональных огнеборцев.
Мишка-бабник
Чтобы выжить, приходится серьезно налегать на личное подворье, одной только картошки Кислицины сажают по 30соток. Крупная для себя, мелочь идет на корм скоту, продавать что-то перекупам нет резона - они все хотят взять за три копейки. На семейном подворье ходит здоровый бык Мишка, который нынче осеменил половину деревенского стада, разнообразная птица, а вот буренка серьезно заболела, и от нее пришлось избавиться. Надо бы завести новую кормилицу, как-никак трое детей, в том числе годовалый ребенок, но за корову, даже беспородную, нужно отдать не меньше 60тысяч рублей, а за породистую нетель придется отстегнуть уже шестизначную сумму!
Терпенье и труд все перетрут
К труду у Кислицына особое отношение, его возмущает, что в школе дети теперь растут белоручками, что-либо делать запрещает федеральное законодательство. Кого растим, рассуждает он, не всем же суждено стать академиками, кто-то и руками должен работать, страну кормить. Своего сына Егора, пацану сейчас 10 лет, Алексей Иванович приучает к посильному труду, отправляясь в лес по ягоды, за травками, обязательно берет его с собой.
А на ярмарки не ходок
Много времени отнимает и пчеловодство, но это самый верный источник дохода. Хозяйствует Кислицын грамотно, не зря же в свое время защищал диплом по пчеловодству, все пасечники жалуются нынче на недобор урожая, а Алексей с медом. Причем, пчеловод умудряется получать сладкую продукцию даже по сортам: вот тут липовый мед, тут цветочный, в котором собран нектар со всего разнотравья лесных полян и лугов, этот мед с малины, этот с кипрея. И дело не только во вкусовых нюансах: когда занеможется, липовый мед хорош при простуде, цветочный для укрепления иммунитета. А вот на ярмарки Алексей не ходок, говорит, просто нет времени ездить торговать да и, чувствуется, дело это ему совсем не по душе.