26 июня 1941 года экипаж под командованием советского летчика Николая Гастелло был отправлен на вылет для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне. Из-за того что самолет был подбит, командир решился осуществить огненный таран, вследствие чего весь экипаж погиб. Этот подвиг вошел в историю как пример самоотверженности и героизма советских людей.
Подвиг
26 июня 1941 года на боевой вылет было отправлено два тяжелых бомбардировщика ДБ-3Ф: один под командованием Федора Воробьева, а второй под командованием Николая Гастелло. В экипаж воробьевского самолета входили лейтенант Анатолий Рыбас и двое членов экипажа, чьи имена не сохранились. Экипаж другого самолета состоял из капитана Н.Ф. Гастелло, лейтенанта А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и старшего сержанта А.А. Калинина. Гастелловский самолет во время атаки был подбит. Ф. Воробьев и А. Рыбас писали в своих рапортах, что Николай Гастелло со своим экипажем совершил огненный таран механизированной колонны вражеской техники.
Спустя некоторое время после боя жители деревни Декшняны, расположенной недалеко от места катастрофы, достали трупы членов экипажа, завернули их в парашюты и похоронили недалеко от места падения бомбардировщика. Подвиг советских летчиков не остался без внимания и вскоре получил широкое освещение в советской прессе. Впервые 5 июля 1941 года о нем сообщили в вечерней сводке Советского информбюро. Затем газета «Правда» опубликовала 10 июля 1941 года очерк корреспондентов П. Павленко и П. Крылова «Капитан Гастелло», который был написан на основе сообщения Советского информбюро. Очерк вызвал большой интерес среди читателей. 26 июля 1941 года Николай Гастелло посмертно был награжден званием Героя Советского Союза и навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.
Подвиг и пропаганда
Как во время войны, так и в послевоенные годы подвиг Гастелло был самым известным примером героизма в период Великой Отечественной войны. Его активно использовали для военно-патриотической пропаганды долгие годы. А все неофициальные версии и дополнительные расследования либо были засекречены, либо пресекались, не успев начаться. Образ героя стал практически хрестоматийным. Его любили, его уважали. Каждый мечтал совершить нечто подобное во благо своего государства.
Другие члены экипажа (Г.Н. Скоробогатый, А.А. Калинин, А.А. Бурденюк) долгое время оставались незамеченными и лишь спустя 17 лет, в 1958 году, были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени. Со временем фамилия Гастелло стала нарицательной. Гастелловцами стали называть пилотов, совершавших огненные тараны.
Эксгумация останков Гастелло
В год десятилетия подвига Н.Ф. Гастелло планировалось торжественно перезахоронить его останки. Для этого провели эксгумацию места, где предположительно был похоронен экипаж самолета. Но здесь были найдены личные вещи вовсе не гастелловского экипажа. В могиле были останки командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Их самолет без вести пропал в тот же день, когда Гастелло якобы совершил свой подвиг.
Было проведено секретное расследование, которое показало, что на этом месте упал вовсе не самолет Гастелло. Именно самолет А. Маслова потерпел крушение здесь. Эти данные долгое время оставались секретными. Экипаж, найденный в этой могиле, был негласно перезахоронен на кладбище Радошковичей, а фрагменты самолета Маслова были отправлены в музей страны как останки гастелловского бомбардировщика. Здесь же установили памятник-монумент подвигу Гастелло.
Неофициальная версия произошедшего
В последнее десятилетие прошлого века общественности была представлена другая версия событий, произошедших недалеко от деревни Декшняны, автором которой является отставной майор Эдуард Харитонов. Согласно этой версии, подвиг не был совершен экипажем Гастелло. Основываясь на опубликованных данных об эксгумации вероятной могилы Гастелло, проведенной в 1951 году, Харитонов предполагает, что творцом огненного тарана стал Александр Спиридонович Маслов, ведь останки именно его экипажа были найдены в месте предполагаемого захоронения Николая Гастелло.
Официальная версия, согласно которой именно экипаж Гастелло стал творцом тарана, основывалась лишь на рапортах пилотов второго бомбардировщика, летевшего в одном звене с гастелловским. Но правдивость и достоверность этих рапортов теперь ставилась под сомнение, на что имеется ряд причин. Во-первых, Воробьев и Рыбас, предположительно, не видели самого тарана. Они просто связали падение бомбардировщика со столбом дыма, который поднимался возле дороги. Во-вторых, сторонники неофициальной, альтернативной версии предполагают, что рапорты летчиков были переделаны во время героизации Н. Гастелло в июле — августе 1941 года. В-третьих, существуют только документы, в которых есть ссылки на рапорты Воробьева и Рыбаса. Но рапортов этих не сохранилось. В-четвертых, Воробьев и Рыбас служили в другом полку, располагавшемся на том же аэродроме, что и полк, в котором служил Гастелло. Сторонники альтернативной версии предполагают, что вылет экипажей из разных полков в одном звене был невозможен.
Позднее появились сведения, что предполагаемый самолет Гастелло был найден недалеко от места крушения бомбардировщика Маслова, в Мацковском болоте рядом с селом Мацки. Местные жители утверждали, что этот самолет упал 26 июня 1941 года. Они обнаружили обгоревший труп, в кармане которого было найдено письмо, адресованное некой Скоробогатой. Предположительно, это жена одного из членов экипажа Гастелло. Также был обнаружен медальон с инициалами «А. А. К.». Возможно, он принадлежал стрелку-радисту Алексею Александровичу Калинину. Но самым важным доказательством того, что это самолет Гастелло, стала бирка от двигателя М-87Б с серийным номером 87844. Она принадлежала именно гастелловскому самолету.
Факты о подвиге
Проблемы с установлением истины связаны с тем, что старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас, единственные свидетели тарана, погибли в сентябре того же года, их полк был расформирован, а большая часть документов была утрачена и в ходе войны, и в годы после войны.
Из-за пропагандистской кампании, проводимой руководством страны, практически не осталось достоверных фактов, связанных с подвигом Гастелло. Среди всего многообразия точек зрения можно выделить лишь два фрагмента, правдивость которых не оспаривается никем: 1. 26 июня 1941 года крушение потерпел не только самолет Гастелло, но и самолет Маслова. 2. Место, которое долгое время считалось местом известного огненного тарана, таковым не является. На самом деле это место крушения самолета Маслова.
Мифы о Гастелло
Так как Гастелло стал ключевой фигурой для формирования патриотических воззрений у населения, в народе сложился ряд различных заблуждений, связанных с личностью летчика. Первый миф — Гастелло стал творцом первого в истории тарана наземной цели. На самом деле первый подобный таран совершил советский летчик, однополчанин Гастелло Михаил Анисимович Ююкин. Первый же огненный таран в истории совершил китайский летчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года. Согласно второму заблуждению, Гастелло был первым, кто пошел на таран наземной цели во время Великой Отечественной войны. Правда в том, что первый таран наземной цели во время Великой Отечественной войны был совершен советским летчиком П.С. Чиркиным 22 июня 1941 года. Третий миф и вовсе сообщает нам о том, что Гастелло совершил таран, управляя не бомбардировщиком, а истребителем. Этот миф обязан своим существованием послевоенной художественной литературе. В ней главными героями чаще всего были летчики-истребители. А еще был создан ряд произведений, рассказывающих о том, как Гастелло совершил подвиг, управляя истребителем. Четвертое же заблуждение сводилось к следующему: Гастелло был штурманом в экипаже М.А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Считалось, что Ююкин стал в некоторой степени наставником для Николая Гастелло, хотя сейчас достоверно известно, что это не так. Известно и имя штурмана И.А. Ююкина. Им был Александр Морковкин.
Источник: