Муртаева Алена Владимировна
ассистент, БГАУ, г. Уфа
E-mail:
Термин «личное подсобное хозяйство» возник в 1935 году с принятием на втором всероссийском съезде колхозников — ударников «Примерного устава сельскохозяйственной артели». Съезд признал необходимость ведения небольшого личного хозяйства для удовлетворения семейных нужд.
Без хозяйства, расположенного при доме, деревенское население до сих пор жить не может из-за постоянной нехватки натуральных и денежных доходов от общественного производства. И в настоящее время в условиях разорения сельскохозяйственных организаций жизнь в деревне во многих случаях сохраняется лишь благодаря личному подсобному хозяйству, которое компенсирует их убывающие возможности.
В учебниках по аграрному праву термин «личное подсобное хозяйство» используется для обозначения деятельности домашних хозяйств области сельского хозяйства. В новой экономической энциклопедии «домашнее хозяйство» — форма экономической деятельности, охватывающая экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек семья [3]. Домохозяйство на селе в социальном плане представлено работниками сельскохозяйственных организаций, учителями, врачами, работниками культуры, торговли, а также пенсионерами. Но фактически в силу сложившихся социально-экономических условий все они в той, или иной степени занимаются производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления.
Индивидуальное подсобное сельскохозяйственное производство неоднородно. Первая форма — производство, которое ведётся на приусадебных и полевых участках, принадлежащих семейным жителям. Вторая форма — производство, ведущиеся на садовых, огородных и дачных участках городских жителей. Из этого следует, что термин «личное подсобное хозяйство» утрачивает свое однозначное определение, одни ученые исследуют эту форму хозяйств вкладывают в него весь сектор подсобного сельского хозяйства, а другие приусадебное хозяйство сельских жителей.
Росстат для обозначения сельскохозяйственной деятельности домашних хозяйств применяет термин «хозяйства населения (это личные подсобные хозяйства сельских жителей, сады и огороды, земельные участки граждан и др.).
На наш взгляд для обозначения всего сектора индивидуального подсобного сельскохозяйственного производства можно использовать термин «хозяйства населения», а для сельскохозяйственного производства на приусадебных, полевых участках сельских жителей — «личное подсобное хозяйство», такой подход позволит четко определить группы мелких производителей и разработать меры по их государственному регулированию.
После преобразования колхозов и совхозов в хозяйственные общества в начале 1990-х годов, работники этих обществ сохранили за собой личные подсобные хозяйства. В условиях, когда заработная плата в сельском хозяйстве России в 1990-х годах была крайне низкой или вообще не выплачивалась в течение долгого времени, роль личных подсобных хозяйств вновь возросла.
Согласно федеральному закону 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г. (Статья 2) личное подсобное хозяйство [5]:
- Форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
- Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
- Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
- Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Личные подсобные хозяйства населения в последнее время особенно активизировались и превратились хоть и ограниченный по размерам, но очень важный по своим социально-экономическим функциям частнособственнический сектор, обеспечивающий выживание сельского населения, являющийся резервной ячейкой сельского хозяйства и в текущий момент ставший гарантом продовольственной независимости страны.
В 2011 году личными подсобными хозяйствами населения Республики Башкортостан было произведено сельскохозяйственной продукции на 66716,6 млн. руб. или 64,3 % общего объема продукции, в т. ч. продукции растениеводства на 22614,8 млн. руб. или 52,7 %, продукции животноводства на 44101,8 млн. руб. или 72,4 % от производства соответствующей продукции в республике. Объем производства продукции сельского хозяйства в ЛПХ в 2011 году в фактически действующих ценах возрос на 6221,6 млн. руб. или на 6,8 % по сравнению с 2010 годом, в т. ч. продукции растениеводства на 4406,0 млн. руб. или на 14,3 %, продукция животноводства на 1815,6 млн. руб. или 0,9 % [4].
В структуре производства всех видов сельскохозяйственной продукции в 2011 году удельный вес личных подсобных хозяйств составил в производстве скота и птицы в живом весе — 71 %, молока — 69 %, картофеля — 94 %, овощей — 74 %. При этом в хозяйствах населения содержится крупного рогатого скота 61,8 % от общей численности, свиней — 58,5 %, овец и коз — 94,2 % [4].
За последнее десятилетие не произошло существенных изменений в обеспечении ЛПХ хозяйственными постройками, не велось их техническое оснащение, низкая обеспеченность ЛПХ средствами механизации, многие трудоемкие операции выполняются в ручную, что делает труд на подворье малопривлекательным для сельской молодежи.
Особо остро стоит демографический вопрос. В среднем, состав семьи сельских домохозяйств за последние пять лет практически не изменился — от 3,5 да 4 человек, и в каждой семье имеются два пожилых человека и около двух детей. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия вес населения старше трудоспособного возраста иметь неуклонную тенденцию к росту к концу 2015 г. достигнет в Республики Башкортостан 24,0 %, в России 25,8 %. С одной стороны, это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, а с другой — приведёт к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать «отмиранию» части ЛПХ. В этой связи сохранение молодежи в составе трудового потенциала села приобретает огромную значимость [6].
Узким местом в деятельности ЛПХ является приобретение кормов. Большинство сельскохозяйственных предприятий отказывают личным подворьям в помощи техникой и транспорта; растёт плата за строительные услуги и агросервисное обслуживание.
Все более актуальной становится проблема трансформации ЛПХ в другие формы хозяйствования, в частности, в трудовые (производственные) формы или коммерческие. Однако критерии такого подхода не определены, а нормативно-правовые акты не разработаны. Более того, в ряде регионов крестьянские (фермерские) хозяйства не оформляют свой статус, а некоторые, наоборот, перерегистрируются в ЛПХ, чтобы избежать налоговой нагрузки [4].
Товарный потенциал ЛПХ невысок в силу их низкой технической оснащенности и отсутствия источников инвестиций для приобретения техники и агрохимических средств. Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают, что на основе развития ЛПХ или даже его более совершенной формы — фермерства — в ближайшей перспективе в России будет мало заметно реальное повышение продуктивности сельского хозяйства до уровня, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность страны и существенно увеличить возможность экспорта сельскохозяйственной и продуктов ее переработки.
Актуальным является относительное снижение издержек производства. Экономическая эффективность использования труда в хозяйствах населения относительно низкая и составляет по валовой добавленной стоимости на 1 чел.-ч. около четверти среднего уровня по экономике страны. Этот труд специфичен по составу (вторичная занятость работающих, престарелых и подростков, безработных), не востребован рынком, но необходим для выживания населения [1].
Оценивая степень устойчивости и перспективы ЛПХ как формы организации сельскохозяйственного производства следует выделить ряд факторов, сдерживающих воспроизводство ЛПХ:
- отсутствие помощи со стороны сельхозпредприятия;
- низкая техническая оснащённость, ведущая к непомерным затратам труда. В расчёте на один центнер продукции затраты труда в ЛПХ выше, чем в коллективных хозяйствах в 3—8 раз. Расхождение в затратах труда между промышленным производством картофеля в США и производством картофеля в ЛПХ составляет около 100 раз, то есть имеет место неэффективное использование трудового потенциала;
- сложности с реализацией продукции, неотработанность проблем сбыта произведенной продукции ведёт к сокращению хозяйствами населения поголовья скота;
- тотальная убыточность сельхозпредприятий породила господство бартерного товарообмена. В результате работники значительную часть заработной платы получают в натуральной форме. Перед владельцем ЛПХ встаёт нестандартная задача: превратить полученные зерно и другую продукцию в денежную форму;
- сложная демографическая ситуация: количество членов семей в сельской местности сокращается;
- рост заболеваемости среди сельского населения вследствие разрушения социальной инфраструктуры;
- низкий социальный и правовой статус ЛПХ.
Среди вышеперечисленных факторов на первом месте по значимости для развития крестьянского подворья сегодня стоит помощь со стороны сельхозпредприятия. Какая же помощь является необходимой для селян? Прежде всего, оказание содействия в реализации продукции ЛПХ (закуп молока, мяса, яиц, картофеля у населения); обработка земельных участков (например, вспашка огородов); платные услуги хозяйств населению, например, транспортные (нередко они осуществлялись по льготным расценкам); обеспечение кормами; зооветеринарная и агрономическая помощь; финансово-кредитная помощь.
В настоящее время для увеличения темпов развития сельскохозяйственного производства и повышения жизненного уровня сельского хозяйства принято ряд законодательных актов, основным из которых является приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В направлении улучшения среды жизнедеятельности на селе с 2003 г. начала реализовываться федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2020 года». Правовые основы осуществления государственной аграрной политики и регулирования агропродовольственных рынков страны установлены ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства», где определены формы и методы государственной поддержки устойчивого развития территорий. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июня 2007 г. № 446 отдельно выделены мероприятия по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе и ЛПХ.
В 2011 году осуществлялась государственная поддержка агропромышленного комплекса. Из консолидированного бюджета Республики Башкортостан (без капитальных вложений и строительства дорог в сельской местности) выделено 8969,8 млн. рублей (111,2% к 2009 году).
Среди основных направлений государственной поддержки: обеспечение личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях рассрочки платежа — 200,0 млн. рублей.
Объемы кредитов коммерческих банков, выданных предприятиям агропромышленного комплекса, составили 13,5 млрд. рублей, что на 1,5 % больше, чем в 2010 году. На финансирование мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы коммерческими банками и сельскохозяйственными кредитными кооперативами выделено 7,3 млрд. рублей, что на 10,6 % больше, чем в 2010 году.
Решение этих и других проблем поможет усилить заинтересованность граждан Республики Башкортостан, прежде всего сельских, в развитии личных подворий, увеличении производства сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, личные подсобные хозяйства можно считать такой формой организации сельского хозяйства, которая, несомненно, имеет право на существование в будущем, но при условии организации комплекса мер: организации закупок сельскохозяйственной продукции с возможностью для крестьян заключения контрактов под будущий урожай (продукцию) с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием; организации обслуживания большей части полевых работ, удовлетворения иных потребностей личных подсобных хозяйств — поставка молодняка, ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение, обеспечение доступности кредитов и финансовое обслуживание; организация маркетинговой службы для своевременной информации о конъюнктуре рынка; ведение контроля за соблюдением трудового законодательства, прежде всего при использовании наемного труда.
За последние десять лет ЛПХ, как одна из самых распространенных форм экономической активности населения, стали ведущими производителями сельскохозяйственной продукции в стране, оформились в самостоятельный и равноправный сектор аграрной экономики, с одной стороны противостоящий, а с другой — дополняющий сектор сельскохозяйственных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм. Особенности функционирования и роли ЛПХ в социально-экономическом развитии республики дают основание для формирования специального экономического механизма, направленного на всемерную их поддержку и развитие.
Устойчивое развитие ЛПХ предусматривает стабильное развитие сельского сообщества, повышение уровня и качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия в сельской местности. Сельское хозяйство и в странах с развитой экономикой рассматривается не только с позиции производства продукции растениеводства и животноводства, но и более широко, с учетом его социальных и экологических аспектов.
Список литературы:
- Зинченко А., Матюхина Ю. Тенденции развития сельского хозяйства России после дефолта // АПК: экономика и управление. 2007. № 6. С. 12.
- Лысенко Е. Г. Личные подсобные хозяйства населения: состояние и проблемы их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 4. С. 13.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра — М. 2011. С. 541.
- Сельское хозяйство Республики Башкортостан: стат.сб. — Уфа: Башкортостан. 2011. С. 12.
- Федеральный закон № 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г.
- Хабиров Г. А., Давлетбаева Л. Р. Личные подсобные хозяйства: состояния и перспективы//Аграрный вестник Урала. 2008.№ 7. С. 18—19.