А главное – помещики получали право отрезать у крестьян землю в свою пользу и охотно этим правом пользовались. Мужик почувствовал себя ограбленным: свобода свободой, а землицу кормилицу отняли, нужна ли была свобода такой ценой?
Не случайно сегодня многие историки полагают, что именно крестьянская реформа заложила мину под Россию, взорвавшуюся в ходе Трех Революций и Гражданской Войны. Зависимость мужика от помещика к 1861 году была уже в большинстве хозяйств чисто формальной, так как поместья были заложены и перезаложены разорившимися барами вместе с крестьянскими душами (на чем и пытался нажиться Чичиков). Салтычихи и дикие помещики встречались все реже и реже. А потому главное изменение, которое ощутили крестьяне после Освобождения, была утрата части земли.
Желание посчитаться с барами-грабителями, стремление к «черному переделу» было главным фактором, которые вели к революционному взрыву в стране на 90% крестьянской. В 1917 году «усадебная» Россия была снесена с лица земли за несколько месяцев, разграбленная и сожженная толпами мужиков.
Почему Реформа оказалась настолько неудачной? Для этого надо вспомнить: с чего, собственно, началась история крепостного права в России в XVII веке. После походов Ивана Грозного и взятия в 1553 году Казани, Российское царство оказалось огромной страной с бескрайними просторами и очень малым числом населения, рабочих рук. При этом страна вынуждена была все время воевать, отражая то Польско-Литовскую интервенцию, то нападения Швеции, то набеги крымских татар. Войной занимались прежде всего дворяне, которым на прокорм и вооружение выдавалась пахотная земля – поместье.
Но вскоре выяснилось, что рабочих рук трудиться в этих поместьях не хватает. Крестьян переманивали друг у друга все более льготными условиями, увозили насильно, и все чаще они уходили в новозавоеванные земли, где были сами по себе. Тогда-то под давлением помещиков царская власть и решила закрепить крестьян, запретить переходы, чтобы не пострадала и без того расстроенная Смутой оборона государства. К 1649 году закрепощение стало окончательным и нельзя не сказать, что это дало поначалу положительный эффект – Россия выиграла войну за Украину, хорошо поцарапала супостатов-шведов, впервые русское войско зашло глубоко в Крым.
Но настало время петровских реформ, и из слуг солдата-помещика царь-преобразователь превратил крестьян одновременно и в государственных, и в барских рабов. Крестьянин тянул барщину и платил оборк помещику, платил подать государю, да еще и нес рекрутскую повинность в пользу армии. Барин тем временем побрился, обрядился в немецкий кафтан и стал для мужика человеком с другой планеты.
Когда Екатерина II объявила манифест о Вольности дворянства, крепостное право потеряло свой смысл: помещики были освобождены от обязанности служить Государю. Казалось логичным объявить и вольность крестьянства: если помещик не служит, то и ему служить не обязаны. Но этого сделано не было, напротив, екатерининская эпоха стала самой мрачной страницей крепостного права, - государыня дарила своим фаворитам десятки тысяч душ, мужиками торговали как рабами. И это как раз тогда, когда по всей Европе пошла волна освобождения крепостных – Франция, Пруссия, Австрия...
Разумеется, в Петербурге думали над освобождением как минимум с воцарения Александра I в 1801 году, но так и не решились оставить дворян без обеспечения и обслуживания: ведь только помещики были достаточно образованы и организованны, чтобы служить офицерами, дипломатами, министрами, губернаторами, начальниками канцелярий. Без опоры на дворянство государство быстро свернулось бы в трубочку. А потому дворянство заставляло считаться с собой.
Поэтому главной революцией ХIХ века, приведшей к освобождению крестьян, стала революция образовательная: создание университетов, школ, гимназий, появление целого слоя образованных разночинцев, то есть альтернативной элиты, которая освобождала государство от заложничества у дворян. Как только эта альтернативная элита за время царствования Николая I окрепла, стало возможно Освобождение. Но все-таки дворянство по прежнему было слишком сильно, а государство слишком психологически привязано к нему, а потому Реформа вышла настолько обидной для крестьян - «в пользу барина».
И здесь, думается, есть урок и для нашего времени. Государство, которое становится зависимо от своекорыстных интересов прогнившей и выдохшейся элиты – будь то тогдашние помещики или нынешние владельцы оффшорных счетов, - и жертвует ради них интересами своего развития, обречено. Не пора ли нам делать выводы из собственной истории. Ведь не будь при освобождении крестьян сделано столько ошибок, не плакали бы мы сегодня над той Россией, которую потеряли в 1917-м.
Егор ХОЛМОГОРОВ, главный редактор интернет-журнала "Русский обозреватель"