Оказывается, чрезмерные или умеренные, у кого как принято, алкогольные возлияния недавно минувших новогодних праздников — это отголоски давних народных традиций. Об отношении к спиртному на Руси «НА» рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, исследователь «антропологии пьянства» Максим ПУЛЬКИН. — В XIX веке началась массовая миграция из деревни в города.
Там сельских жителей научили не только работать на фабриках и заводах, но и… пить. Возвращаясь в родные пенаты, они привозили с собой приобретенные дурные привычки. А ведь изначально употребление алкогольных напитков было редким и разрешалось только в определенные дни. «Выпивали» в деревнях лишь в переломные моменты жизни. Например, на свадьбах или поминках. Все остальное время алкоголь был под строгим запретом. Да и отношение к нему было не в пример нынешнему — уважительное, как к удивительному напитку, способному открыть дверь в сакральный мир. — Мир измененного сознания? Неужели пили так много? — Современные люди совсем не так, как их предки, понимают, что такое праздник, застолье. В древности праздник знаменовал завершение одного периода жизни и начало другого. Своеобразное умирание. А как смерть изобразить? Упиться мертвецки! А с утра воскреснуть и возродиться для новой жизни. — У многих российских народов традиционные емкости для алкоголя совсем маленькие. Неужели этими «наперстками» можно так напиться? — Конечно! Ведь этот наперсточек опорожняли огромное количество раз. Очень часто по столу ходил ковш, из которого отпивал каждый. Это был, кстати, такой способ формирования и поддержания группы через коллективное действие. За совместным употреблением спиртного создавались семьи, нарождалась дружба, крепли добрососедские отношения. Но тут парадоксальная ситуация: алкоголь одновременно несет в себе и колоссальный положительный потенциал, и ужасную разрушающую силу. Наши предки знали об этом. И нам, потомкам, об этом тоже забывать не стоит.
Ссылка на оригинал: