В Древней Греции и Риме во время жертвоприношений туши животных и фрукты обязательно обливали медом. А, например, племя урарту (предки современных армян), грузины и другие народы, в мирное время использовавшие пчел для добывания меда и воска, в период войны умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых отступали даже самые вооруженные и беспощадные полчища захватчиков.
За всю историю «сосуществования» человека с пчелами (или пчел с человеком) не удалось приручить их, искусственно создать новые породы, ведь все существующие разновидности (расы, популяции) пчел формировались в основном в процессе длительного естественного отбора, продиктованного условиями среды их обитания. Медоносные пчелы, которым поклонялись многие народы, были, если так можно сказать, «одомашнены», то есть находились под присмотром людей, но о составе пчелиной семьи, о функциях матки, трутней и рабочих пчел, о процессе переработки нектара и пыльцы люди ничего не знали. Например, за несколько веков до нашей эры бытовало мнение, что пчелиной семьей управляет царь или царица. Так, к примеру, греческий историк Ксенофон в своих трудах описывал функции, выполняемые пчелиной маткой: контроль над работой пчел, укладка и охрана принесенного ими нектара, справедливое распределение накопленных запасов между ними, проверка сотов, которые должны всегда быть прочными, красивыми и чистыми.
Конечно, сегодня, когда об устройстве пчелиной семьи известно очень много, а деятельность пчелиной матки изучена почти досконально, описания Ксенофона воспринимаются с улыбкой, но не стоит иронизировать над представлениями греков, живших за сотни лет до нашей эры, а наоборот, нужно восхититься, что они уже знали о матке, о «воспитании» расплода, о рабочих пчелах. Ведь римский поэт Вергилий, увлекавшийся пчеловодством, уже в первом веке до н. э. утверждал, что маткам необходимо подрезать крылья, чтобы рой не ушел. А всемирно известный Аристотель изучал жизнь пчел путем наблюдений. Он держал ульи с верхними планками, от каждой из которых пчелы оттягивали соты. Аристотель выяснил, что пчелы приносят нектар в зобиках, а пыльцу — на ножках, он первым высказал мысль, что трутней — своеобразных «аристократов», а проще — «бездельников» и «дармоедов» — необходимо оградить от кормовых источников, хранящихся в улье, натягивая сетку, через которую рабочие пчелы смогут проходить в улей свободно, а трутни — нет.
Лишь в XVI в. было установлено, что владычицей пчелиной семьи является матка, которая производит на свет потомство, что рабочие пчелы — это особи женского пола, которые в получении потомства занимают второстепенное положение, а трутни — особи мужского пола и играют определенную роль в произведении потомства.
В дальнейшем пчеловоды ряда стран пытались найти различные методы управления пчелами, менее трудоемкие и щадящие способы выемки сотов из ульев, которые пчелы плотно склеивали. И опять-таки, если бы пчеловоды использовали опыт греков, применявших ульи с открытым верхом и брусочки, на которых пчелы строили соты, можно было бы значительно раньше разрешить многие проблемы.
В конце XVII века французский ученый Реомюр сконструировал улей с двумя стеклянными стенками, что позволило наблюдать за жизнью пчел. Он доказал, что пчелиная матка вовсе не царица, а самка, откладывающая яйца, и выращивают ее пчелы-работницы благодаря специальному корму. С этого периода начинается абсолютно новая пора в развитии пчеловодства. Так, в том же веке швейцарский пчеловод Франсуа Гюбер сообщил о спаривании маток вне улья, а затем высказал идею об искусственном оплодотворении маток. Он выяснил, что для создания воска пчелы используют мед и нектар, а не пыльцу растений. Нужно обязательно сказать, что Франсуа Гюбер в результате ряда несчастных случаев в молодости потерял зрение, а его наблюдения и открытия сделаны значительно позже. Невольно задаешься вопросом: каким образом слепой человек смог установить те факты, которые оставались незамеченными людьми, обладающими великолепным зрением? Здесь нужно отдать должное соратнику Гю-бера Франциску Бюрнану, который, зачитывая другу научные труды по физике и естественной истории, сам заинтересовался науками. Кроме того, он подмечал многочисленные детали в увиденном и великолепно их пересказывал Гюберу, который, в свою очередь, размышлял над полученной информацией и делал свои открытия.
У восточных славян мед известен испокон веков, в русских народных сказках, где фигурирует медведь, должен быть и мед, а фраза «Мед-пиво пил...» говорит сама за себя. В Новгородской летописи, например, датируемой 1016 г., перечислены законоположения относительно русского бортевого пчеловодства, где за порчу бортных деревьев и выломку меда налагались большие штрафы. Ведь как добывался мед? Набрел мужик в лесу на дуплянку, должен раскромсать ее, чтобы выломать мед и воск. Лезет на дерево с дымящейся головешкой (ведь пчелы защищают свой дом, для собственной же безопасности их необходимо закурить дымом) в одной руке, в другой — берестяной кузов и нож. Выберет мужик полезные продукты, а пчелы в разоренное гнездо не возвращаются, и семья под зиму погибает. Позже пчеляки (пчеловоды) стали расчищать лесные полянки и устанавливать на них вертикальные дупляки и горизонтальные колоды-лежаки с пчелами, огораживать свои пасеки. По осени закурят или затопят водой пчел, затем вырежут соты с медом, вытопят в печи и на продажу ароматный медок. Со временем пришла идея не уничтожать пчелиную семью, а просто вырезать только медовую часть гнезда, оставляя на зиму пчелиную семью.
Во времена феодально-крепостнического строя крестьяне платили феодалу оброк медом.
Медом и воском обширно торговали, в Новгороде же с медом проводились «кредитные операции», его можно было давать в долг под проценты. Уже в VII в. пасеки и пасечное мастерство передаются по наследству из рода в род, пчел разводят недалеко от своих хозяйств, поближе к дому. В начале XI в. путешественник Галл, посетив западные и южные области нашей страны, восторженно писал, что видел великое множество пчел, пчельников и пасек, невероятное обилие меда и воска. Примитивное бортническое пчеловодство на Руси особенно развилось в XVI веке. Но с открытием Америки и морского пути в Ост-Индию главный конкурент меда — сахар стал поступать в Россию. Бортничество постепенно пришло в упадок.
С 1814 года П. И. Прокопович своим открытием ставит пчеловодство на научную основу. Этот великолепнейший архитектор разработал разборный рамочный улей, который позволял собирать мед, не разоряя и не уничтожая пчелиные семьи. По сути, конструкция этого улья используется пчеловодами и по сей день. Улей состоял из трех отделений, разделенных сеткой. В нижнем работала матка, в верхних работали пчелы, соты были подвижными, откачку меда можно было проводить не беспокоя пчелиную семью. В дальнейшем Прокопович изобрел искусственную вощину и медогонку. Русский изобретатель внес тем самым большой вклад в пчеловодство. Россия в начале XX в. стала основным конкурентом Америки по экспорту меда.
С приходом советской власти сельскохозяйственным министерством были организованы пасечные хозяйства во многих районах страны. Добыча меда и воска были поставлены на поток. Пчеловодство также играло важную роль в повышении урожайности плодово-ягодных и зерновых культур. С развалом страны развалились и большие пасечные хозяйства, но в различных странах СНГ остались энтузиасты, профессионалы и истинные любители-пчеловоды, которые разводят пчел, добывают мед и воск, переписываются, делятся опытом, издают книги, набирают учеников и передают им свой опыт. Хочется верить, что ,в будущем местным пчеловодческим организациям государственные сельскохозяйственные структуры будут уделять больше внимания.