5 декабря опубликован и вступил в силу федеральный закон от 05.12.22 № 507-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", известный также как "закон о новом раскулачивании". Закон радикально упрощает отъем земли сельхозназначения при формальных признаках ее неправильного использования - например, при наличии на ней леса или некоторых растений (в т.ч. даже краснокнижных).
Закон будет действовать в паре с постановлением Правительства РФ от 18.09.20 № 1482 о признаках неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. К ним относится, например, наличие на 50% и более площади земельного участка (или 20% и более - для особо ценных продуктивных сельхозугодий, которые на практике устанавливаются почти произвольно) "зарастания древесно-кустарниковой растительностью" или "сорными растениями по перечню согласно приложению" (а в перечне полно лесных растений - сныть, княжик сибирский, прострел, вороний глаз, копытень, чемерица и т.д.). Исключения делаются для участков, частично используемых для сельскохозяйственной деятельности - но только в соответствии с разрешенным ее видом в узком понимании, то есть оправдаться большинству землепользователей будет трудно.
Закон изменяет сроки отъема земли за такие нарушения и убирает исключения, установленные на законодательном уровне. Если раньше землю можно было отобрать через три года после выявления "нарушений" - то теперь через год; если раньше были исключения, связанные с нахождением участка в ипотеке или с банкротством собственника - то теперь их нет; если раньше землевладелец отвечал только за себя - то теперь отчасти и за прежнего владельца, задним числом. Фактически это позволяет поставить отъем земли на конвейер, особенно там, где в силу природных и социально-экономических причин значительную часть земель ни для чего, кроме лесоводства, в современных условиях использовать невозможно. Если раньше возможности "хищников" (органов управления агропромом) и "жертв" (фермеров и других некрупных землевладельцев) были сравнимыми - то теперь хищники получили абсолютное преимущество.
Формально это обосновывается заботой государства о развитии сельского хозяйства и о продовольственной безопасности. Но в реальности больше трех четвертей российских сельхозземель (77,4%) находятся в неразграниченной собственности, в том числе 57,1% - в неразделенной государственной и муниципальной. Именно на нее приходится абсолютное большинство заброшенных земель - то есть главным нерадивым собственником является само государство, которое теперь собирается в упрощенном порядке отбирать землю у остальных владельцев.
К чему это приведет? Во-первых, к ускоренному вымиранию крестьянских хозяйств и некорпоративных сельхозпроизводителей - потому что новые штрафы, судебные издержки, потеря земли или необходимость откупаться станут для них новым неподъемным грузом. Во-вторых, к падению эффективности сельского хозяйства - потому что средства на его поддержку придется размазывать по большей площади не самых продуктивных земель, вместо того, чтобы сконцентрировать на самых продуктивных, где они приносят наилучшую отдачу. В-третьих, к радикальному росту ландшафтных пожаров - поскольку самым простым способом избавиться от молодого самовольно выросшего леса является его сжигание вместе с сухой прошлогодней травой. В-четвертых, это еще сильнее заблокирует выделение земельных паев бывшими работниками колхозов и совхозов или их наследниками - поскольку выделенный пай теперь могут почти сразу отобрать. В общем, жить станет хуже, жить станет голодней - как после любой из прошлых аграрных авантюр (раскулачивания, коллективизации, покорения целины, окукурузивания, борьбы с неперспективными деревнями, криминальной приватизации и т.д.).
Зато на пути развития сельского лесоводства поставлен очередной труднопреодолимый бюрократический заслон.