Крестьяне

Рубрика: Размышлизмы..
Просмотров: 1473
+2
Голосов: 2
В Древней Руси все крестьянство делилось на лично свободное (общинники, иначе люди, в единственном числе - "людин", отсюда - "простолюдин", затем - крестьяне, от "христиане", в современном значении с конца XIV в.) и несвободное (смерды, закупы, холопы, челядь).

Смерды - феодально-зависимые крестьяне в Древней Руси. В отличие от раба (холопа), смерд в XI-XII вв. имел свое имущество, платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала пытать смерда при судебном разбирательстве "без княжа слова". С начала XII в. земли, населенные cмердами, передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XII-XIII вв. упоминания о cмердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. Смерды Новгородской и Псковской земель XIV-XV вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смерды жалобы на "господу".

Закупы - феодально-зависимые крестьяне в Древней Руси. Закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и инвентарь. Кабальные закупы в обмен на "купу" (помощь деньгами или товарами) обязаны были отработать долг в имении господина.Холопы - феодально-зависимая группа населения в России X - начала XVIII вв., по правовому положению близкая к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986 г. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия холопов. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. До конца XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей барскую землю. Часть холопов, главным образом из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в том числе военных, занималась ремеслом, с.-х. трудом, административной деятельностью. На протяжении XVI в. роль и место холопов в барщинном хозяйстве уменьшаются за счёт вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. С конца XVI в. наиболее распространённым и массовым становится служилое холопство. С конца XVII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие своё хозяйство и платившие оброк. Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722-1724 гг. была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.

Челядь - феодально-зависимые крестьяне в Древней Руси. Около VI-IX вв. челядь - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-X вв. они стали объектом купли-продажи. С XI в. термин челядь относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII-XIX вв. челядью называли дворовых людей помещиков.

В 1497-1649 вв. в России произошло постепенное закрепощение лично свободных крестьян, а объединение крестьян и холопов в один податной и зависимый от землевладельцев класс произошло в следствие податной реформы Петра I, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. В XVIII-XIX вв. в России существовали следующие катергории крестьян:

Государственные (казенные) крестьяне:

Черносошные крестьяне (не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства)

Дворцовые крестьяне (крестьяне, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии)

Удельные крестьяне (образованы в 1797 г. из дворцовых крестьян, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье, платили оброк и несли государственные повинности)

Приписные крестьяне (вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть приписанные к ним)

Экономические крестьяне (бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 г. под управление Коллегии экономии)

Вольные хлебопашцы (бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые на основании указа от 1803 г.)

Обязанные крестьяне (бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 г.)

Ясачные крестьяне (инородческие крестьяне, платившие государству ясак)

Крепостные крестьяне:

Помещичьи крестьяне (крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам)

Задельные крестьяне (освобожденные от барщины крестьяне, которым помещики платили за их работу по соглашению деньгами, хлебом или иными продуктами)

Горнозаводские крестьяне (разряд крепостных крестьян, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах)

Посессионные крестьяне (закреплённые за посессионными маннуфактурами)

Временнообязанные крестьяне (категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости реформой 1861 г., но не переведённых на выкуп)

Крестьяне-дарственники (бывшие крепостные крестьяне в России получившие в результате реформы 1861 г. дарственные наделы)

Церковные и монастырские крестьяне

(Иллюстрация: Виноградов С.А. Обед работников. 1890)

Источник:http://redbow.ru/krestyane

Читайте также:

Время и мы.
Время и мы. Когда в вашей жизни слишком много всего, когда 24-х часов в сутках не хватает - вспомните о банке из-под майонеза... и кофе. Профессор философии стоял перед слушателями, а на столе перед ним лежал...
Как я батюшке поверил и как Митрич оказался прав.
Как я батюшке поверил и как Митрич оказался прав. Всё не дает покоя эта публикация http://edinolichnick.ru/stati/novosti/40-mln-gektarov-pashenyh-zemel-hotjat-razdelit-mezhdu-rosijanami.html Давненько уж тому,лет больше десяти... Приезжает ко мне...
Комментарии (5)
0 #
9 сентября 2015 в 02:58 Рейтинг: 0
Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий,
смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья
Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши,
татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть
русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском
Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому
наречному говору - новгородцы в давние Рюриковы времена там
поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и
"тропу Батыеву" и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел
тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с
честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с
боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса
домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа.
Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый,
разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский
царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить
либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил
господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней,
десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать,
ослепленные. И досель тот град
0 #
9 сентября 2015 в 03:00 Рейтинг: 0
невидим стоит,- откроется перед страшным
Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером,
виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие,
хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой,
заунывный звон колоколов китежских.
Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры
как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь
сысстари на чистоте стоит,- какова была при прадедах, такова хранится до
наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина.
В лесистом Верховом Заволжье деревни малые, зато частые, одна от
другой на версту, на две. Земля холодна, неродима, своего хлеба мужику
разве до масленой хватит, и то в урожайный год. Как ни бейся на надельной
полосе, сколько страды над ней ни принимай, круглый год трудовым хлебом
себя не прокормишь. Такова сторона!
Другой на месте заволжанина давно бы с голода помер, но он не лежебок,
человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берет. Не
побрел заволжский мужик на заработки в чужу-дальнюю сторону, как сосед его
вязниковец, что с пуговками, с тесемочками и другим товаром кустарного
промысла шагает на край света семье хлеб добывать. Не побрел заволжанин по
белу свету плотничать, как другой сосед его галка (Крестьяне Галицкого и
других уездов Костромской губернии.). Нет. И дома сумел он приняться за
выгодн
0 #
9 сентября 2015 в 03:01 Рейтинг: 0
ый промысел. Вареги зачал вязать, поярок валять, шляпы да сапоги из
него делать, шапки шить, топоры да гвозди ковать, весовые коромысла чуть не
на всю Россию делать. А коромысла-то какие! Хоть в аптеку бери -- сделано
верно.
Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит
да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра,
ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши - все, что из лесу можно
добыть, рук его не минует. И смолу с дегтем сидит, а заплатив попенные,
рубит лес в казенных дачах и сгоняет по Волге до Астрахани бревна, брусья,
шесты, дрючки, слеги и всякий другой лесной товар
Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал. Последнее дело в
бурлаки идти! По Заволжью так думают: "Честней под оконьем Христовым именем
кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть". И правда.
Живет заволжанин хоть в труде, да в достатке. Сысстари за Волгой
мужики в сапогах, бабы в котах. Лаптей видом не видано, хоть слыхом про них
и слыхано. Лесу вдоволь, лыко нипочем, а в редком доме кочедык
найдешь. Разве где такой дедушка есть, что с печки уж лет пяток не слезает,
так он, скуки ради, лапотки иной раз ковыряет, нищей братье подать, либо
самому обуться, как станут его в домовину обряжать. Таков обычаи: летом
в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лапотках...
Заволжанин без горячего спать не ложится, по воскресным
0 #
9 сентября 2015 в 03:06 Рейтинг: 0
по воскресным дням хлебает
мясное, изба у него пятистенная, печь с трубой; о черных избах да
соломенных крышах он только слыхал, что есть такие где-то на "Горах"
("Горами" зовут правую сторону Волги.).
А чистота какая в заволжских домах!.. Славят немцев за
чистоту, русского корят за грязь и неряшество. Побывать бы за Волгой тем
славильщикам, не то бы сказали. Кто знаком только с нашими степными да
черноземными деревнями, в голову тому не придет, как чисто, опрятно
живут заволжане.
Волга рукой подать. Что мужик в неделю наработает, тотчас на пристань
везет, а поленился - на соседний базар. Больших барышей ему не нажить; и за
Волгой не всяк в "тысячники" вылезет, зато, как ни плоха работа, как
работников в семье ни мало, заволжанин век свой сыт, одет, обут, и податные
за ним не стоят. Чего ж еще?.. И за то слава те, господи!.. Не всем же в
золоте ходить, в руках серебро носить, хоть и каждому русскому человеку
такую судьбу мамки да няньки напевают, когда еще он в колыбели лежит.
Немало за Волгой и тысячников. И даже очень немало. Плохо про них
знают по дальним местам потому, что заволжанин про себя не кричит, а если
деньжонок малу толику скопит, не в банк кладет ее, не в акции, а
в родительску кубышку, да в подполье и зароет. Миллионщиков за Волгой нет,
тысячников много. Они по Волге своими пароходами ходят, на своих
паровых мельницах сотни тыся
0 #
9 сентября 2015 в 03:07 Рейтинг: 0
Миллионщиков за Волгой нет,
тысячников много. Они по Волге своими пароходами ходят, на своих
паровых мельницах сотни тысяч четвертей хлеба перемалывают. Много за
Волгой таких, что десятками тысяч капиталы считают. Они больше скупкой
горянщины (Горянщиной называется крупный щепной товар: обручи, дуги,
лопаты, оглобли и т. п.) да деревянной посуды промышляют. Накупят того,
другого у соседей, да и плавят весной в Понизовье. Барыши хорошие! На
иных акциях, пожалуй, столько не получишь.
П. А. Мельников (Андрей Печерский). В лесах. Книга первая.

Прочитав эту книгу была удивлена житью-бытью крестьян. Тысячники-крестьяне!
Вот так.А нам в школе баили про их беспросветное житьё-бытьё.

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 214963
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 80668
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 55375
RSS-лента