В Древней Руси «рассытенный» мёд был популярным напитком, который употреблялся после еды. От слова «сыть» произошло выражение «наесться досыта», то есть «съел всё, и дошла очередь до сладкого — сыта».
Один из рецептов приготовления сыты заключался в заливании кипятком медовых сот, заложенных в бочку. После растворения мёда в воде напиток процеживался от воска и употреблялся в охлаждённом виде.
Для получения сыты мёд, порой даже в сотах, заливали тёплой водой (до 30 °C), но не горячей, так как иначе начинал плавится воск в сотах. Иногда сыту уваривали на огне, для вкуса могли добавлять травы, пряности, хмель.
ПИТНЫЙ МЁД — праздничный древнерусский напиток. Первоначально при изготовлении такого напитка не использовали воду и не добавляли алкоголь, он был свободен от сивушных масел, тяжёлых спиртов, жирных кислот и имел свойственные только ему аромат и вкус.
СТАВЛЕНЫЙ МЁД
В русских летописях впервые упоминается в 880 году. Рецепт приготовления такого мёда был описан в «Домострое».
Технология изготовления ставленого мёда напоминала технологию изготовления вина. Брали две трети и более мёда и одну треть сока ягод (обычно использовалась брусника, вишня или малина) без добавления воды. Смесь подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок — 15—20 (иногда до 40) лет. Минимальный срок до готовности напитка был 5—8 лет, хотя такой мёд считался недодержанным.
Недостатком такой технологии было слишком долгое время изготовления, и из-за этого она применялась крайне редко, поэтому была придумана технология изготовления хмельного мёда.
ХМЕЛЬНОЙ МЁД
В русских летописях впервые упоминается в 920 году.
Рецептура была такая же, как и у ставленого мёда, но в смесь мёда и сока ягод ещё до начала брожения добавляли хмель. В результате мёд получался более крепким, и употреблять его можно было уже на третий год. Идеальным сроком выдержки для хмельного мёда считались 10 лет.
ВАРЁНЫЙ МЁД
В русских летописях впервые упоминается в 996 году.
Несмотря на двукратное сокращение времени готовности хмельного мёда относительно ставленого, процесс всё же оставался длительным, и поэтому появился варёный мёд, который делали по примерно такой же технологии, как и пиво, причём на изготовление уходило меньше сырья и получалось гораздо меньше отходов. При этом способе напиток был готов уже через две-три недели.
ПУРЕ
В Мордовии готовили напиток пуре, при изготовлении которого использовалась перга, приготовление сочетало в себе как «пивную» так и «винную» технологии, переливы, «подкормку» мёда и даже его вымораживание. При таком изготовлении напиток был готов уже через год.
МЕДОВОЕ ВИНО
Изготовление медовых вин получило широкое распространение на Руси, где климатические условия не располагали к выращиванию винограда. Исторически сложилось, что вино в России производилось преимущественно из ягод и плодов, с добавлением мёда и целебных трав.
Натуральное крепкое вино возможно получить естественным путём только сбраживанием мёда. «Счастливы будут те времена, — писал выдающийся знаток медоварения профессор Цессельский, — когда вместо водки и пива наш мужичок будет подкрепляться собственным напитком, приготовленным из мёда и фруктов».
Начало медоварения на Руси было положено в глубокой древности. Медовый напиток считался очень ценным продуктом. Мёд хмельной варили и на монастырских землях, мёд приносили в дань церквям. К недостаткам традиционных способов приготовления медовых вин следует отнести длительность процесса кипячения медового раствора, что приводило к снижению биологической активности готового вина, длительный процесс его приготовления и непродолжительный срок хранения.
МЕДОВОЕ ПИВО — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением медовой сыты с хмелем, иногда с добавлением пивных дрожжей.
СБИТЕНЬ
Сбитень — старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году. Употребляют горячим или холодным.
Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Тогда он назывался переваром, а позднее — взваром или просто варом.
До появления на Руси чая сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком славян, приготавливали его в самоварах.