«Есть люди, благословенные богами, ум которых освещает все их лицо. Без вмешательства каких-либо канцелярий они входят в жизнь, великие работники умственной категории. Они редки. И вот один из них», – такую характеристику дал Николаю Ивановичу Вавилову французский журналист во время визита ученого во Францию в 1933 году. Перевод статьи из французской газеты хранится в Центральном архиве ФСБ вместе с другими «компрометирующими» материалами.
Вавилов был арестован в августе 1940 года во время одной из экспедиций по сбору растений. Он исчез, и о судьбе его не знал никто: ни родные, ни друзья, ни коллеги. А между тем ученый был доставлен во внутреннюю тюрьму НКВД, где находились особо опасные для режима преступники. Он, создававший высокоурожайные сорта растений, был обвинен во вредительстве, в развале сельского хозяйства. А его международные контакты, всемирное признание его трудов, что в любой другой стране могло стать предметом национальной гордости, были расценены как шпионская деятельность.
Изнурительные допросы, ложь, клевета, наговоры, унижения, закончившиеся смертным приговором (400 допросов, общей протяженностью более 1700 часов), вот как отблагодарила родина. Но всемирная известность ученого не позволила палачам немедленно привести приговор в исполнение – подобный акт, получивший огласку, мог бы скомпрометировать страну. Судьбой ученого интересовались известные генетики, а английские коллеги в 1942 году избрали его членом Лондонского Королевского общества. Приговор был «исполнением приостановлен». Вероятно, было принято решение использовать уже практиковавшийся способ уничтожения неугодных: голод и нечеловеческие условия содержания очень быстро принимают на себя миссию палачей.
В период наступления немцев под Москвой, в октябре 1941 года, заключенных срочно увозили на восток. Около шести часов простояли на четвереньках в грязи достойнейшие люди нашей страны. В переполненном вагоне Вавилов был доставлен в Саратовскую тюрьму, где заключенных несколько дней продержали во дворе под открытым осенним небом, а затем втиснули в камеры, где люди из-за тесноты могли лишь с трудом стоять. Болезни, на которые делали ставку палачи, не заставили себя ждать: Николай Иванович умер в тюрьме от истощения 26 января 1943 года. Похоронен в общей яме.
Еще до вынесения приговора был уничтожен ценнейший архив ученого. Стоит ли доказывать, что главным виновником смерти крупнейшего генетика был Сталин? Уничтожив признанного лидера российской науки, ученого мирового масштаба, заменив его своим протеже – малограмотным и невежественным карьеристом Лысенко, он нанес огромный урон развитию сельского хозяйства.
Подробнее - Бессмертный барак
и тут http://bessmertnybarak.ru/article/pomnite_pomnite/