Признаки составов преступлений, которые могут быть совершены с использованием сети «Интернет», содержат несколько статей уголовного кодекса:
публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ч.2 ст. 205.2 УК РФ);
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч.2 ст. 280 УК РФ);
публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ч.2 ст. 280.1 УК РФ);
действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ч.1 ст. 282 УК РФ);
отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны (ч.1 ст. 354.1 УК РФ).
Помимо уголовной предусмотрена также и административная ответственность по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (за пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики нацизма, экстремистских организаций, а также запрещенных к демонстрированию федеральными законами) и по ч.1 ст. 20.29 КоАП РФ (за массовое распространение экстремистских материалов из федерального списка таких материалов на сайте Минюста, а также их производство либо хранение в целях массового распространения).
Что нельзя публиковать в соцсетях?
Что должны учитывать суды при рассмотрении дел об экстремистских репостах?
До недавнего времени было опубликовано два постановления Верховного суда, которые разъясняют вопросы применения права по делам об экстремизме и терроризме, однако в них практически не раскрываются особенности дел, вытекающих из совершения преступлений (правонарушений) такой направленности с использованием сети «Интернет». Поэтому в 3 ноября 2016 года Верховный суд опубликовал постановление о внесении изменений в документы, изданные ранее, в котором были учтены их недостатки, а также позиция правозащитников по некоторым вопросам. Ранее в отношении деяний экстремистской направленности ВС РФ разъяснил только то, что массовое распространение экстремистских материалов является уголовным преступлением или административным правонарушением в зависимости от направленности умысла распространителя. В случаях, когда материалы распространяются с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц, деяние должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ (п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11).
В новом Постановлении ВС РФ «О внесении изменений в постановления Пленума ВС РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в частности, отмечается рост числа осужденных за распространение экстремистской информации, когда она не создавалась лицом, а лишь размещалась в сети «Интернет», то есть посредством «репоста» на своей странице в соцсетях. При этом зачастую осужденные не выражали своего отношения к размещенной ими информации, тогда как в соответствии с последними изменениями судам при оценке направленности действий лица будет необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать контекст, форму и содержание информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней. Также разъяснено, какие высказывания следует считать направленными на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ): высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии. Кроме того, разграничены понятия публичного призыва и подстрекательства к нарушению территориальной целостности РФ (ч. 4 ст. 33 УК РФ, ст. 280.1 УК РФ).
из здесь