На сайте agroxxi.ru размещено интервью доктора химических наук, замдиректора Института хроматографии «ЭкоНова» Сибирского отделения Российской академии наук Григория Барама. В интервью затронуты проблемы контроля качества пищевых продуктов России и за рубежом. В нашей стране проблемы такого контроля становятся все более актуальными. Это касается и продукции пчеловодства. Насколько безопасны для здоровья человека всевозможные подделки, заполонившие российский рынок и выдаваемые за «натуральный мед»?
Содержание интервью Григория Барама главному редактору газеты «Защита растений» Диане Насоновой:
«Вредные химические добавки, потребляемые нами вместе с пищей, содержат пестициды, канцерогены, которые, встраиваясь в ДНК человека, вызывают рак, аллергию и мутации. Опасность глубоко скрыта, последствия проявляются не сразу. О серьезной угрозе здоровью россиян предупреждает доктор химических наук, замдиректора Института хроматографии «ЭкоНова» Сибирского отделения Российской академии наук Григорий БАРАМ.
Готовясь к интервью, я ознакомилась со многими выступлениями Григория Барама - и совсем загрустила. Вывод из его слов напрашивается безрадостный: практически все, что мы едим, идет человеку не впрок, если не сказать резче, пишет газета Парус.
- Григорий Иосифович, неужели все так плохо?
- Не хочу пугать, утверждая, что вся еда ядовита, но уверять в обратном, к сожалению, оснований нет. В сельском хозяйстве используются пестициды, в животноводстве - пищевые добавки. Что это за добавки, доподлинно неизвестно. Мы едим непроверенные продукты, состав которых никто не анализирует.
- Как не анализирует? А чем занимаются Роспотребнадзор, Россельхознадзор?
- Роспотребнадзор требует обязательного анализа на четыре пестицида из тысячи известных. Если к данному продукту приложена бумага, в которой написано, что при производстве использовались конкретные пестициды, его проверят. Если бумаги нет, то и проверять нечего. Чаще всего сертификатов никто не представляет - большая часть овощей и фруктов приходит к нам через посредников.
- Но, наверное, невозможно проверить все товары?
- Каждый продукт проверять не надо - достаточно проверить партию. Когда на российские прилавки хлынул импорт, Санэпидемнадзор честно признался, что в стране нет ни лабораторий, ни специалистов, ни оборудования, которые могли бы отслеживать мелкие партии. Черномырдин, председатель правительства в то время, пообещал все необходимое закупить, но ничего не сделали. Санэпидемнадзор пошел другим путем: переписал нормы так, что стало можно вообще ничего не анализировать. Такой подход стимулирует производство некачественной продукции. Легко вырастить яблоки, апельсины с большим содержанием пестицидов - фрукты будут храниться месяцами. То же происходит в животноводстве - кормовые добавки с гормонами и антибиотики, которыми пичкают птицу и скот, в завышенных дозах вредны для человека. Но кто проверяет эти дозы? Я поднимал проблему на разных уровнях. Писал в Общественную палату, Минздрав. Получал отписки. Нужно построить 50 контрольных лабораторий, оснащенных по западным стандартам, принять жесткое законодательство. Поддержание работы этой системы обойдется стране в 150 миллионов долларов в год - доллар на человека. Вы готовы заплатить за свою безопасность 36 рублей? Проект можно воплотить в течение двух лет.
- В Советском Союзе система контроля была отлажена - может, стоит использовать старый опыт?
- СССР производил продукты по собственной технологии и в ограниченном ассортименте. Поэтому все и проверяли. В магазине были два сорта колбасы, один сорт сыра и масла. В стране гербициды использовали только по согласованию с Сельхозхимией, их выдавали поштучно и требовали отчета: сколько химикатов израсходовано и сколько осталось. Но поток ввозимых товаров контролировать невозможно. Проблемы начались не сегодня. В конце 90-х по заданию ФСБ по Иркутской области я подготовил сравнительный отчет, как контролируется безопасность продуктов на Западе и у нас. Подчеркнул, что в Европе штрафы недобросовестных производителей настолько велики, что преступать закон - себе дороже. А у нас санкции минимальные, поэтому государству дешевле вообще ничего не проверять. У главного санитарного врача области запросили отчет о работе и выяснили, что за два года было проанализировано 6400 партий продуктов питания, и лишь в двух найден запрещенный краситель - атрозин. Господин Онищенко ежегодно писал отчеты о состоянии здоровья населения. В одном из них, за 2004 год, указано, что в Москве проанализировали 2500 продуктов питания - ассортимент крупного супермаркета! - и лишь один товар показал превышение пестицидов, что говорит о крайне низкой эффективности лабораторий. В то время как в Великобритании выявляют 1,5 процента продуктов с вредными добавками, в Финляндии - 11 процентов, в России - всего 0,01 процента. Можно этому верить? Думаю, не менее 50 процентов продуктов на наших прилавках опасны.
- Выходит, нас незаметно травят?
- Скажу больше. В России можно выгодно продать любой товар, непригодный для экспорта в более развитые страны. В «Гигиенических нормативах», разработанных у нас, описаны 500 пестицидов. В США - 800. Но что толку! Самый популярный российский фрукт - бананы - встречается в этом документе один раз: в них определяют наличие только одного пестицида - дельтаметрина. Другие не рассматриваются. А в американских нормативах заявлено 34 пестицида, но дельтаметрина там нет. Его не используют при выращивании бананов, и как он попал в наши документы, непонятно».
Отсюда: