В преддверии 1-го Всероссийского съезда делегатов от малых городов и сельских территорий, который состоится на этой неделе в Москве, пресс-конференцию дал председатель общественного движения "Федеральный сельсовет" В.А. Мельниченко. Получилось цельное предисловие к съезду.
- 6 декабря в поселке Ленинский в совхозе им. Ленина пройдет 1-й съезд делегатов сельских территорий и малых городов. По последним, но не окончательным данным, зарегистрировано уже 465 делегатов. Из них, примерно, 60% это депутаты местных советов, руководители разного уровня законодательных собраний, вплоть до областных, мэры, главы администраций и большая доля - руководителей сельхозпредприятий, в том числе фермеры. Одной из главных тем, как показало обсуждение перед съездом, станет доступ к ресурсам товаропроизводителя. Мы поставили перед собой цель довести до сведения государства, что без такого доступа, независимо, идет ли речь о сельскохозяйственном или промышленном производстве в регионах, которые в глубинке, шансы на импортозамещение, как это сегодня модным стало говорить, на какие-то инновации, модернизацию, да просто на поддержку того, что уже есть, - равны нулю.
Невозможно работать без ресурсов. Причем это говорят все практики. Хотя теоретики считают и прогнозируют по-разному. Например, у таких теоретиков, как Набиуллина и Улюкаев прогнозы оправдываются где-то на 0,25%. Синоптики погоду уже чаще угадывают, чем наши экономисты развитие экономики. Так что на их оценки мы не ориентируемся, а опираемся на то, что говорят именно практики - те, кто реально работает. И вот все они согласны с тем, что при нынешней высокой процентной ставке, при засилье банковского рэкета невозможно какое-либо развитие.
Вторая проблема - монополизация энергоресурсов. Эти монополисты произвольно назначают нам тарифы. Причем от региона к региону тарифы эти отличаются на миллионы рублей. Человек хочет начать строительство жилья, производственного объекта, завезти оборудование или произвести модернизацию предприятия. Он наталкивается на то, что ему нужно найти уйму денег, чтобы просто согласовать проект с газовиками, с электриками. Все это - время и деньги. И сразу идет такое удорожание, что никакими кредитами и никакими прибылями в будущем невозможно это компенсировать. Вот это мы и поставили во главу угла обсуждения.
В отсутствие каких-либо надежд договориться с этими собственниками-монополистами многие делегаты съезда из регионов ставят вопрос о национализации объектов, важных для сел и малых городов. Например, немедленно должны быть национализированы основные заводы минеральных удобрений. Когда они регистрируют свои IPO на биржах, они указывают, что себестоимость тонны производимых минеральных удобрений 60-100 долларов. Получается очень привлекательный бизнес для западного инвестора: 60 долларов себестоимость - 300-400 долларов продажа. Все прекрасно! Но наши крестьяне задаются вопросом: почему при такой низкой себестоимости мы получаем удобрения у себя в стране по 600 и по тысяче долларов за тону? Раз этот вопрос не решается, значит надо национализировать. Иначе плодородие российских земель мы будем терять.
Вроде бы созданы прекрасные государственные структуры. Читаешь их уставы, планы - прямо с завтрашнего дня все должно стать хорошо. Начинаешь разбираться - становится лучше одному-двум десяткам человек. Возьмем Российский фонд строительства жилья - у руководителя 32 млн зарплата. Конечно, по сравнению с зарплатой футболиста Халка - это копейки. Но по сравнению с зарплатой моего прораба, который 17-19 тысяч рублей в месяц получает, но строит жилья не меньше, чем весь этот фонд...
А ведь все это государственные деньги, которые выручены за распродажу земель, переданных в пользование фонда для того, чтобы он строил доступное жилье. По крайней мере, так нам говорили, когда создавали этот фонд. Как же поучилось, что он стал раем только для менеджеров, там работающих?
6 мая нынешнего года произошло интересное событие. Владимир Владимирович Путин по итогам экстренного заседания Госсовета, раздал поручения по разработке долгосрочной стратегии развития сельских территорий. Мы, получив эти документы, увидели, что все, что на протяжении двух лет на круглых столах по программе "Новое село - новая цивилизация", других обсуждениях предлагал "Федеральный сельсовет", - отразилось в путинских поручениях. Читая их, крестьяне, можно сказать, пели песни - так в них все хорошо... Но чем они обеспечены?
Нам надо и офшоры эти как-то прикрыть. Ведь мы же видим по отчетам, что 100 млрд куда-то "уплыли", "ушли", "уехали" - выведены из России. И только в 40 млрд. оценивается ущерб от введенных против нас санкций. Получается, "внутренние санкции", которые против нас вводят олигархические структуры экспорта - импорта значительно, в 2,5 раза более ощутимы для России, для населения, чем санкции всего Запада.
Есть также поручения и по демографии, и по строительству жилья. Так совпало, что программа нашего съезда, фактически, повторяет президентские поручения. И выступающие будут говорить на эти темы. Скажем, отсутствие местного самоуправления, которое не то что не способствует развитию территорий, а является огромным тормозом на его пути, порождает апатию людей. Крайне необходимо местное самоуправление.
То есть претензий по поручениям к главному руководителю вроде бы и нет. Но ведь это только поручение - мол, "мужики, я вам все написал". Но как это будет воплощаться в жизнь. Беда в том, что все эти поручения даны определенным министерствам, полномочным представителям президента в регионах, губернаторам. В принципе, так, наверное, и должно быть. Но известно, как у нас исполняют такие поручения. Нужен ли специальный орган для контроля за исполнением поручений президента? Вообще-то таких органов полно. Сейчас даже Общественная палата этим занимается, ОНФ. При наличии прокуратуры и других правоохранительных органов, при наличии администрации президента, которая, по нашему мнению, первая должна волноваться за исполнение распоряжений своего начальника. Но мы крайне обеспокоены, чтобы поручения от 6 мая не забыли, не отложили или, не дай бог, не отменили.
На какие вопросы мы хотим получить ответы от нашего съезда? Об изменении формирования бюджетов малых городов и сел. Во время всех разговоров и совещаний местные руководители в один голос твердят - денег нет. Вот, например, небольшой город Богданович (30 тысяч населения). Там собирают 4,2 млрд рублей всех налогов. То есть город как-то работает. При этом сам бюджет города и района - 1,7 млрд. Причем бюджет на 50-60% дотационный. И все эти дотации, субвенции запаздывают, город все время вынужден брать кредиты в банке - проценты известно какие. Выходит так: год прошел, сверстали новый бюджет - и надо сразу отдать до 100 млн на обслуживание кредитов.
Местные депутаты убеждены, что это неправильно. Ведь 4 млрд налогов город отдал сразу. Не лучше ли было бы, чтобы государство из этих наших денег выделило бы недостающее - и не говорило, что это, мол, подачка, благодеяние. Для того, чтобы городу иметь программу развития, а не бюджет выживания, необходимо иметь хотя бы 100 млн рублей из наших же налогов.
Но если в малых городах отмечают, что в последние годы стало немного лучше, то на сельских территориях - беда. Там нет улучшений ни на одном направлении.
Как должен поменяться формат работы министерства сельского хозяйства? Сегодня министерство сельского хозяйства хоть и полностью государственная структура, но не связана с развитием сельских территорий. Министерские работники не хотят работать в этом направлении. Может, потому что не профессионалы - юристы, экономисты, чекисты, а не агрономы, зоотехники и инженеры. Может, эффективнее тракториста туда было бы поставить.
Но дело даже не в том, кого во главе поставить, а в самом формате. Министерство сейчас занимается исключительно статистикой и полупланированием. Уродился урожай - молодцы! Не уродился - сошлемся на погодные условия или санкции. В проекте резолюции мы предлагаем его переформатировать в министерство развития сельских территорий, сельхозмашиностроения и обеспечения продовольственной безопасности. И дать ему четкие поручения. Прежде всего заниматься развитием села. Село должно быть обеспечено собственной современной техникой, только тогда можно произвести импортозамещение. И, как говорил президент, будем экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Правда, непонятно, кто и где нас ждет с нашей продукцией в мире, если все стараются наоборот к нам завезти. Аграрно-промышленная политика России должна поменяться кардинально.
Еще одна тема: кто будет землю пахать, а кто - голосовать. Из Государственной думы и правительства исходят такие инициативы: а не отдать ли нам часть необработанных земель (а эта "часть" у нас очень внушительная, не всякое государство имеет такую территорию, столько у нас брошенных пахотных земель) китайцам, японцам, корейцам или еще кому-нибудь? Да, они хорошие труженики, они нас накормят, нет сомнений. Но что останется тогда жителям российских сел и малых городов? Нам оставляют одно великое дело - голосовать и избирать власть. То есть работать будут мигранты. А голосовать будет безработное местное население. Таким образом власть закрепляет свое длительное бесконтрольное существование.
Такая интересная политическая модель: вы, русские, голосуете, но не работаете. А если вам что-то надо, вас всегда можно спросить: а что ты сам сделал? Ничего? Значит, молчи! А мигрант работает - и не голосует. А в случае чего - 24 часа и тебя здесь нет. Отличная модель длительного существования властных структур, ни за что не отвечающих, кроме укрепления такой модели.
Так и до крепостного права недалеко. Кстати, у нас и сейчас уже многие люди не могут уехать, если судебный пристав не отпустит из-за долгов. Долги эти начинают превращать нас в зависимых людей. Пока по Конституции мы не крепостные и не рабы. Но это только пока. Банки закабаляют, проценты растут. Я думаю, это делается целенаправленно и умышленно - превратить большую массу населения в рабов, абсолютно зависимых людей. Собрать их в 20 мегаполисов, дать им кредиты, телевизоры-панели, телефоны, чтобы удобнее за ними следить было. А остальные территории можно сдать в концессию международным фирмам-синдикатам, да добывать полезные ископаемые. Кого-то - импортеров - экспортеров - это полностью устраивает. Пока существует такая система, пока по этому пути идем, никакого развития нам не светит.
Отсюда: