Лад и разлад деревенской жизни

article439.jpg

Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и красоты, но весь строй своей гармоничной жизни. В Толковом словаре В. И. Даля слово «лад» толкуется как «мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». В семьях славянских народов веками жена называла мужа ладо, а муж жену – ладушкой. «Лады», – говорят люди, когда положительно решено благое дело. «Не то хорошо, что хорощо, а то, что ладно», – звучит русская пословица. «В лад да в меру» строилась жизнь русского крестьянина. На мирный лад настраивает деревенское лето со всеми его трудами и чувствами. Ладятся лето и осень в русской деревне, поскольку всё там напоминает о жизни дедов и прадедов. В сенях дома висят на стенах сани, косы, рыболовные сети, стоят плетёные коробы для сена. И всё это напоминает о былой  – богатой и цельной – жизни. В воображении возникают образы из книги Василия Белова «Лад», написанной им о родной Вологодчине… Но нет.

Не в поле хозяева дома, не на ярмарке. Ибо нет здесь уже засеянных полей, не шумит в ближнем селе ярмарка. Только борщевик подступает к самым избам. И стоят они немым укором нам, забывшим свой дом и свой лад. Последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев – крестьян, отток рабочего народа в города…  А умирание деревни в начале XXI века – как мощный финальный аккорд трагедии. Мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Расплачиваемся теснотой и маятой в переполненных городах. К примеру, отсутствие натурального молока привело к «измельчанию» молодого поколения. «В молочных продуктах, лежащих на прилавках магазинов, – говорит писатель Александр Арцибашев на очередном заседании Совета по возрождению деревни, – содержится до 60% пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. От этого 90% детей у нас имеют ту или иную патологию».

Обесценился человек, обесценился его труд, обесценился и сам смысл жизни. Куда подевалось ладное обращение друг к другу – по имени-отчеству, которое существовало в крестьянском быту? Стало модно ругать деревенское, а далее стало модно ругать и всё русское, – мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки своё село, своё Отечество?  Они бы сейчас не поняли, о чём мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. «Пекись о теле своём, как о храме Божием», – говорит святитель Тихон Задонский. «Если ребёнок надорвётся, он плохо будет расти. Женщина надорвётся – не будет рожать. Поэтому надсады боялись, словно пожара. Особенно оберегали детей, старики же сами были опытны», – писал Василий Белов. Если же заболевал человек, то отдыхал, как заведено в природе. Современный человек бежит в аптеку. Наши малограмотные деды понимали, то, о чём писал в начале XVI века в своих заметках великий мастер Леонардо да Винчи: «Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть нестроение стихий, соединённых в живом организме».

Жизнь вблизи природы сродни молитве, ибо человек повсюду видит созданное Богом благолепие, полный круг годового изменения природы – рождение и увядание, который возвещает и о человеческом рождении и переходе в мир иной. Человек видит всевозможных тварей Божиих, каждым из которых дано Творцом своё предназначение. Пчела старается изготовить мёд – человеку. Лес дарует свои плоды – человеку. Река полна рыбой – для человека. Травы дикие – от всех недугов – для человека растут. Где же ты, человек? «Всё, что было лишним, – рассказывает в своей книге «Лад» Василий Белов, – или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину. Сколько нашествий прошло по тому же Бельскому уезду, где жили столетиями мои предки? Литовцы, наполеоновская армия, фашистские орды. Великая Отечественная война смешала с землёй город Ржев, город Белый.

И один Господь знает, как в землянках выживал крестьянский род и вёл партизанскую войну, когда полтора года дни и ночи продолжались бои, бомбили самолёты, хозяйничали фашисты. Какую силу надо было иметь крестьянину, чтобы за послевоенное десятилетие поднять из руин свои сёла и деревни. Уже в 50-е годы прошлого столетия выстроились новые избы с резными наличниками, народились ребятишки, зазвучали песни в той деревне, что недавно ещё была полем боя. Из «неперспективной» деревни вышли будущие учителя, врачи, инженеры, облагородившие своим трудом города. «А что дальше?», – думается в переполненном в «час пик» транспорте, вдыхая прокуренный городской воздух и слыша разрушающую сознание музыку. В мегаполисе обеднел наш язык. Всё реже дети слышат от мам ласковое: «касатик мой», «родненький», «любимушка», «золотенький», «ягодка моя». Все эти слова навеяны были окружающей природой. Они непереводимы ни на какой другой язык. Они только наши. Чем их заменить в век технического прогресса? Ничем. С этими словами ушли чувства, присущие им, исчезла оберегающая сила этих слов. Потому сегодняшние дети страдают нервными расстройствами, депрессиями, и, что самое угрожающее, склонностью к суициду. Как тут родиться таланту, когда ничто его не созидает? «Лён», «лес» – это неисчерпаемые стихии, которые служат почвой для народного искусства и «метят многих людей золотым тавром художественного творчества, – писал в книге «Лад» Василий Белов. – И только в широкой среде таких людей рождаются художники высоты и силы Дионисия или плотника Нестерка, закинувшего свой топор в голубое Онего…».

Единение с окружающим миром было свойственно как крестьянину, так и барину. Ибо откуда такой колорит и лад в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова, в «Антоновских яблоках» И. А. Бунина. О романсе П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса» на слова А. К. Толстого, Василий Белов писал: «…этот шедевр дворянской культуры с удивительной точностью отражает состояние типичного для Руси простого нищего-странника, понимающего и чувствующего «И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду». Почему же в середине XX века певцов Руси – таких, как Василий Белов, – назвали «деревенщиками»? Значит, и Лермонтов, написавший «дрожащие огни печальных деревень», тоже относится к деревенщикам? А С. Т. Аксаков и подавно. Да, нам оставлены в старых домах эти косы, сети, сани, русские печи и русские бани от всех недугов исцеляющие. А ещё нам оставлено живое слово Василия Белова. Его книги – это не просто учебник крестьянской жизни, но пример того, как неленив и любопытен должен быть человек к своей Родине. Нелепо призывать вернуться к сохе, но возвращение к тому ладу и миру, к национальным устоям, которые созидались в семьях наших недавних предков, всё актуальнее звучит в сегодняшнем мире. «Обожжённая глина, – продолжаю цитировать книгу «Лад», – пусть даже в черепках, сохраняется практически вечно. Может быть без них, без этих черепков, мы были бы более высокомерны по отношению к прошлому и не так самонадеянны по отношению к будущему». Стремление «в приют спокойствия, трудов и вдохновенья» –  не пустая ностальгия. Я знаю десятки прекрасных семей, переселившихся из города в деревню.

Дети их занимаются музыкой и рисованием, поют в сельской церкви, побеждают на областных конкурсах и олимпиадах, поступают в лучшие вузы столицы. Всерьёз тему деревни сегодня поднимает, как ни странно, кинематограф. Такие фильмы, как «Одинокий рай» и «Русский заповедник» Валерия Тимощенко, передают не просто красоту русской деревни, но дают ответы на многие вопросы о духовном смысле жизни. Надо надеяться на то, что чувство жизни пересилит в нас чувство самоуничтожения. Но чтобы помнить, чтобы уметь сбрасывать мороки бездушия с цепенеющей в мегаполисной круговерти души, нелишне иметь под рукой том с глубоким и честным словом Василия Белова. 

Похожие статьи:

Личное подсобное хозяйство, спасавшее село в 90-е, помогавшее ему развиваться в начале 2000-х,...
Исторические мифы о высокой западной культуре и русской «отсталости» сложились далеко не...
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) И. В. Сталин выдвинул задачу всемерного развёртывания...
Война по своей сути - ужасная штука. Когда говорят о некоторых правилах ведения войны, то надо...
Комментарии (21)
seva # 31 октября 2014 в 21:09 0
Как-то ты,Владимир Иванович, внешне шибко похож на Василия Белова, внутренне очевидно тоже smile
sibroy # 31 октября 2014 в 22:04 +1
Пинжаки одинаковые..почти...а за деревню душа болит..и вся это ложь во круг не по душе...потому как образование имеем настоящие,а не как у современных кое какеров
val45 # 3 ноября 2014 в 17:00 0
Я тоже всем сердцем за деревню.Сейчас что ... жизнь другая пошла деревню и в грошь не ставят.Приучили есть искусственную пищу,до чего дожили,молоко,яйца в деревню везут,в ответ говорят-держать не выгодно лучше купим,а какого качества это уже не важно.Обленился народ,все хотят всего и сразу что тут поделаешь)))
seva # 3 ноября 2014 в 17:53 0
Да не обленился люд,душу в нем убили sad
sibroy # 3 ноября 2014 в 20:59 0
Нищета людей давит...работы нет или копейки получают,тут должны,там должны...в будущем один мрак,вот и пьют и руки опускаются.
olejik # 5 ноября 2014 в 21:06 0
Есть у Белова непонятный для меня абзац:

Лошадь вздрагивала всем телом, когда кузнец прикладывал к копыту
подобранную по размеру, раскаленную (конечно, не докрасна!) подкову. По кромке с
наружной стороны осторожно, чтобы не задеть живую плоть, вбивались
четырехгранные подковные гвозди. Они загибались и утапливались в подковных
бороздках. Под конец мастер тщательно зачищал копыто рашпилем.

С какой стороны у него кузнец ухнали вбивал? Что загибал и утапливал в подковных бороздках?
seva # 5 ноября 2014 в 21:28 +1
Неравильно,конечно. Гвозди вбиваются в копыто со стороны подковы, их 4х гранные шляпки утапливаются в самоё подкову, а концы гвоздей загибаются с наружной стороны копыта. Кончик гвоздя приплющен так,что при вбивании в копыто выходит наружу,не травмируя живые ткани. А раскаленную подкову прикладывают к копыту,после его расчистки специальным копытным ножом и рашпилем для полного удаления зазора . Эти гвозди действительно называются ухнали
olejik # 7 ноября 2014 в 08:11 0
Вот и я подумал, что это какая-то диковинная ковка по-вологодски :)
С 1999 по 2005 держал кобылку, и жеребку от нее вырастил и объездил. Из спецов у нас в округе были лишь цыгане, при ковке халтурили, потому пришлось ковать самому. Подковы и ухнали покупал заводские.
seva # 7 ноября 2014 в 19:11 0
А нас,не поверишь,- в институте этому учили,
да и у отца лошадка была( пока хрущев не отобрал),
так,что все это видел в детстве,
кузнецы были классные,
отцова друга так и звали -"Вакула"
sibroy # 7 ноября 2014 в 20:21 0
Нас в зооветтехникуме учили,да и в совхозе до его конца лошадей много было,тоже видел как подковывают...последние лошадки сгинули у местного "фермера" в нашей деревне всего года 3 назад. Морил их несколько лет настоящий бухенвальд им устроил потом на мясо переколол...в этом году около 100 га гречихи под снег оставил...хозяин...
sibroy # 3 ноября 2014 в 20:57 0
Корова сейчас стоит минимум 30 000 рублей,техники заготавливать сена нет,а покупать готовое не на что...с местной молодёжью,те что не спились,разговариваю,все хотят коровку держать,а где её только взять...Знакомый на пенсию выходит,корову купил,сестра его ему помогла...ну а на счёт сенокоса на меня надеется,а я помогу...
val45 # 4 ноября 2014 в 09:38 0
Так оно... у кого мозги на месте так они и в деревне хорошо живут было бы желание.Просто сейчас самому надо думать,а раньше за тебя всё думали)) Вот кто сумел перестроиться тот и живёт,но не все это могут согласен.
sibroy # 4 ноября 2014 в 15:25 0
Что то не припомню что кто то при советах за нас думал...был совхоз была работа,мы работали нам платили,потом директор с дружками совхоз разворовали...годами не платили зарплату,раз в месяц продукты выдавали...
seva # 4 ноября 2014 в 16:48 0
У нас,слава Богу,больше ничего не разрушают... Уже нечего
val45 # 4 ноября 2014 в 19:12 0
Ну была ведь уверенность в завтрашнем дне,т.к без работы все равно не оставят-это при советах,а сейчас что? и работы на селе никакой и уверенности стало быть в завтрашнем дне у людей нет.Вот и спивается народ в деревне и умирают потихоньку сами деревни.
seva # 4 ноября 2014 в 19:41 0
То-то и оно. Ну,хорошо, надоела комунизьма,дайте нам капитализьму... По логике вещей, кто поумней и пошустрей должны стать в деревне хотя-бы кулаками, а другие батраками... но этого тоже не происходит,происходит вымирание...уже произошло
sibroy # 5 ноября 2014 в 15:50 0
Не имея ни чего кулаком не станешь,не будешь же свой пай 9 га лопатой копать...техники для мелких участков нет.Нужен небольшой трактор,небольшая сеялка и комбайн на эти 9 га...покупать тот же "Дон" для своего земельного пая не выгодно,и не на что...Можно было бы вполне для своей скотины кормов вырастить. Да и спаями полная неразбериха. Трижды собрание пайщиков собиралось и трижды тянули жребий кому какой пай достанется и трижды власть всё отменяла и переиначивала по своему.Появлялись какие то фермеры и ими выделялись самые лучшие участки..Выгадал только бывший глава района,он урвал себе целую деревню с паями и купил 3 квартиры в Сочи. То есть крестьянин единоличник верхам не нужен...

Посмотрим что после санкций и анти санкций получится...как народу крокодилятина понравится..
seva # 5 ноября 2014 в 18:37 0
Санкции, это у них семейное...
sibroy # 5 ноября 2014 в 15:52 0
Читал в интернете что союз с низу развалить было невозможно,верхушка постаралась...да они и не прогадали..
val45 # 5 ноября 2014 в 17:38 0
Согласен.
olejik # 5 ноября 2014 в 20:50 0
Вспомнилась почему-то песенка:
А мы все движемся и движемся вперед,
Но если кто-нибудь когда-нибудь помрет,
О нем расскажет нам история,
История, которая
Ни слова, ни полслова не соврет.
http://www.agitclub.ru/singout/songbook/russiasong/nikolaska.htm