Русская сельская община начала 20 века

Рубрика: Размышлизмы..
Редактировалось: 1 раз — 21 ноября 2016
Просмотров: 5180
+2
Голосов: 2
История сельской общины как сословного института, руководившего всей жизнью деревни - хозяйственной, общественной, семейно-бытовой - прослеживается по историческим источникам со времен Русской Правды, своеобразного первого писаного государственного кодекса ХП в. Территориальная (соседская) община была универсальной формой социально-хозяйственного бытия русского крестьянства, повсеместность ее распространения лишь свидетельствовала о ее необходимости и как бы "самовозникновении" на новых вновь заселяемых русскими крестьянами землях. Прослеживая этапы истории этого важнейшего института, следует прежде всего иметь в виду, что на протяжении веков его функции не оставались неизменными. Дело в том, что с усилением государственного аппарата и развитием феодального землевладения функции сельской общины медленно, но неуклонно сужались. Если по Русской Правде община привлекалась к судебно-следственному процессу, а ее представители - к княжескому суду и вплоть до XV в. она играла немалую роль в местном управлении (раскладка и сбор налогов, судебные разбирательства), то с расширением феодального землевладения ее роль в местном управлении все более и более умалялась. Поэтому историю сельской общины следует рассматривать в двух ракурсах - собственно государственном и внутридеревенском управлении.

Сельская община всегда оставалась основой организации земледельческого производства, и, естественно, землепользование и землевладение были для общин задачей первостепенной; поэтому разрешение этих задач играло очень существенную роль в жизнедеятельности общин, тем более, когда дело доходило до государственного судебного разбирательства при возникновении споров и тяжб. Упрочению и развитию системы феодализма на Руси было свойственно правовое своеобразие разных общественных взглядов на земельную собственность. Государственная власть в лице великих князей московских неуклонно придерживалась убеждения, что вся земля составляет ее собственность и только ей принадлежит право безусловного земельного распоряжения. На этой правовой установке базировалась поместная система, когда служилый человек получал поместье на праве условного владения, до тех пор, пока он (или его потомство) нес свои воинские обязательства. Феодальные владения - вотчины при всей безусловности права наследования по родственным линиям, тем не менее, находились под контролем княжеской (позднее - царской) власти, которая могла их конфисковать, ограничить права распоряжения и т.п. Только в XVIII в. господствующее сословие - дворянство добилось от верховной власти права собственности на свои земельные владения с безоговорочным распоряжением ими.

Общинное крестьянство, рассматривавшее свои владения как принадлежность всей общины, выработало на основе обычая свое право, в основе которого лежал принцип потомственного владения крестьянским двором и частью освоенных им общинных угодий.

Сохранившийся актовый материал XIV-XV вв. содержит любопытную формулу, как бы совмещавшую два принципа - государственного и обычного права. В различных документах, вышедших из крестьянской среды в связи с различными земельными спорами, эта формула звучала так - земля великого князя, а нашего (крестьянского) владения. Общины, сплошь и рядом представлявшие целые волости, жестко боролись за свои владения, и они часто обращались к великокняжескому суду.

Обращаясь к этим документам XIV-XV вв., можно увидеть некоторые черты крестьянского мировоззрения: черносошное крестьянство того времени признавало принадлежность земли великокняжеской власти и вместе с тем рассматривало землю как свою, волостную, находившуюся в его коллективном владении с правом распоряжения; оно же считало, что великокняжеская власть обязана охранять крестьянское общинное черносошное землевладение, а тем самым и саму общину. По крайней мере с конца XV в. государственное писаное право учитывало нормы, определявшие положение мирских сообществ, и регулировало в той или иной степени их отношения с верховной властью и ее представителями на местах. Жалованные грамоты великих князей и судебники 1497 и 1550 гг. законодательно упрочивали положение мирских крестьянских представительств в системе местного управления. Крестьянское владение угодьями в границах общины-волости в равной степени прослеживалось повсеместно, вне зависимости от того, были ли они черносошными, дворцовыми или входили в состав феодальных вотчин. Община-волость обладала немалыми правами, которые в значительной степени вытекали из структуры ее существования. Община-волость возглавлялась волостным сходом, который выбирал должностных лиц волости (старост, сотников, или соцких), раскладывал и утверждал возлагаемые на волость повинности. Эта демократично выборная организация обладала немалой и разносторонней властью; за ней оставались судебно-розыскные функции, сохранявшиеся со времен Русской Правды, организация выполнения государственных повинностей, распоряжение вымороченными и свободными земельными угодьями и прием новых поселенцев, надзор за состоянием общинных угодий и их охрана от внешних посягательств.

Глава 1. Определение и возникновение


Община – устойчивое социальное объединение, которому свойственны определённые черты производства собственности и взаимоотношений между людьми.

Деревенская община была основной поземельной единицей рассматриваемого периода, владеющей и распоряжающейся землёй. Главная функция деревенской общины – регулирование земельных отношений между входящими в неё дворохозяйствами.

Община владела и пользовалась следующими земельными угодьями: усадебной и пахотной землями, сенокосами, выгонами для скота, участками леса, землями под дорогами, пустошами, водоёмами, болотами и др.

К усадебной земле относилась земля под домом, хозяйственными постройками и огород. Дворохозяйства не имели права продать усадебную землю за пределы общины без её согласия.

По отношению к пахотным угодьям община проявляла свои права значительно в большей степени. Она стремилась распределить землю и подати (налог за пользование землёй) в соответствии с представлениями о справедливости, снимая то и другое со слабых семей, с малым количеством рабочих рук и передавая более сильным, где рабочих рук было много.

Кроме того, учитывалось качество земли и удалённость от селения. В этом случае все поля разделялись на участки одинакового качества так, чтобы каждое дворохозяйство получило свою долю пахотной земли каждого качества и степени удалённости.

Принцип раздела сенокосных угодий общины (пожни), как правило, соответствовал принципу раздела пахотной земли. В некоторых общинах сенокосные угодья не разделялись на части между дворохозяйствами. В этом случае на период сенокоса каждое дворохозяйство выделяло по одному или более работников. Косцы, объединившись в одну или более артелей, выкашивали все пожни. Затем скошенное и просушенное сено делилось стогами между дворохозяйствами.

Пастбищные угодья (выгоны) повсеместно находились в общем пользовании всех дворохозяйств общины, и скот на них выпасался единым стадом. Пастбищами служили лес и пахотные поля, когда они свободны от посевов.

Обычно общины имели в своём владении, кроме прочего, участок леса.

Каждый общинник мог пользоваться его дарами – грибами, ягодами и т.п. без каких либо ограничений. Однако для порубок устанавливался определённый порядок. Лес в сознании крестьян считался в определённой мере «божьим» и пользование им не могло быть чьей-то привилегией.

Кроме вышеперечисленных угодий, община могла владеть также частью реки с её берегом, болотами, участками дороги, пустошами. Ловля рыбы, стирка белья, пользование водой, сбор мха на болоте, проезд по дорогам, как правило, «не возбранялся ни для кого, и ни для кого не составляет привилегий».

Хозяйственное единство русской общины особенно ярко проявлялось в том, что некоторые работы её члены сообща, миром. Их виды и способы организации были разнообразны. К общественным работам относилось устройство мостов, ремонт дорог, колодцев, сооружение плотин на ручьях для поения скота и т.д.

Община возникла ещё в первобытном обществе, она объединяла кровных родственников, где всё было общим: средства производства, само производство. Члены общины обладали равенством.

Первобытные общины преобразовывались в соседские общины. Каждая семья стала вести отдельное хозяйство, появилась частная собственность на жилище, скот, орудие труда. Земля принадлежала всем, т.е. было коллективное владение. Образовывался в сельской общине бытовой уклад, строй семейной жизни, проводились праздники.

По мере развития истории сельские общины реформировывались, видоизменялись, так же, как изменялась в целом Русь.

В Х веке сельские общины были подчинены княжеской власти.

Структура власти была такова:

Главой княжеского хозяйства был огнищанин;

Исполнителем княжеских заданий был тиун;

Сельскими работами распоряжался староста.

Члены сельской общины должны были подчиняться княжеской власти и её представителям. В Х веке штраф за убийство огнищанина должен был разорить всю общину, жизнь же смерда оценивалась в 16 раз дешевле.

Селяне распахивали земли: существовала подсечная система земледелия – поля отвоёвывали у леса: поваленные в феврале – сечение деревья после подсушки сжигали на гарях – палах (вот откуда произошло слово «поле»!) после примитивного рыхления высеивали яровые. Эта система земледелия известна как огневая.

Глава 2. Религия и обряды


Религия в сельских общинах была языческая. Сельчане соблюдали обряды, сложившиеся с давних времён. Например, аграрный обряд – крещение кукушки. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания – возрождением солнечного тепла. Другая сторона действа – повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По приданиям, в кукушку превращалась богиня - Жива. Женщины шили одежду, отправлялись в лес, находили кукушкину траву, обвивали её лентами, обряжали в сшитую одежду, клали в колыбельку, свитую из веток берёзы. Наступало время кумовства. Кумы обменивались платками, кольцами, пели хороводные песни. Духовное родство – побратимство и посёстримство восходит к тем временам, когда верили, что люди, обменявшись личными вещами, вступали в родственный союз.

Обрядов было множество: «вождение колоска» - посвящённый Ладе – богине семейного согласия, Семик – девичий праздник, посвящали Перуну – самому грозному языческому богу – держателю гроз и молний.

Обряды проводились совместно всеми членами общины – селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.

Особой разновидностью общественных работ являлись так называемые помочи, или толоки. Толокой совершали трудоёмкие работы, которые требовали быстрого исполнения. Особенно были распространены толоки при вывозе навоза на поля. Собираются на толоку с женами и детьми. Каждый двор доставляет лошадь и телегу. Мужчины накладывают на дворе навоз на телеги. Дети везут навоз на поля, сидя верхом на лошади. На поле женщины вилами стаскивают навоз понемногу с телеги, причём лошадь постоянно движется вперёд, так что навоз распределяется небольшими кучками по всему полю.

В полдень оживлённая работа прерывается, - все собираются в избу к тому хозяину, чей навоз возят в данное время, и приступают к угощению, которое выставлено хозяином. Пироги, блины, щи с говядиной поедаются в изобилии, а затем следует часовой отдых, и снова работа закипела!

Хотя толокою выполнялась работа тяжелая и не очень приятная, но между тем толока – праздник для всех участников, в особенности для детей и молодёжи.


Глава 3. Изменения и государственное влияние на общины с X – XVI вв.


Часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.

Так же междоусобицы князей переходили в войны.

На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X – XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык – древнерусский.

Дальнейшее развитее федеральных отношений привело к переменам в жизни русских сельских общин. Княжеские дружины стали оставаться в своих владениях, заниматься хозяйственными делами. В это время начали изготовлять деньги, но господствовало всё же натуральное хозяйство.

Каждое княжество обладало правом определять «строй земельный», т.е. внутренний порядок жизни, собирать и содержать войско, иметь органы управления, издавать законы, наводить порядок. Сельские общины были подчинены законам князя. Только сильное княжество могло обеспечить себе независимость власти, поэтому князья старались укреплять свои владения. Период феодальной раздробленности стал периодом подъёма экономики и культуры.

Во время возникновения каких-то вопросов князь пользовался советами старшин, собирались собрания «вече», где участвовало всё население, и правом голоса обладал каждый общинец.

Князя поддерживала дружина, которая не только собирала налоги, но и охраняла владения.

В 1236 г. орда хана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила её. Войско Батыя продвигалось по русской земле, оставляя после себя пожарища. Пали Коломки, Москва Рязань, Суздаль … Жителей городов и сельских общин забирали в плен, по лесам скрывались уцелевшие от погромов люди, подавленные бедой. Ханы подчинили своей власти русских князей.

В низовьях Волги Батый поставил город Сарай, сделал своей столицей. Возникло новое государство, названное Золотой Ордой. На Русь была положена тяжелая дань.

Сельские общины были в это время полностью подчинены ханским сборщикам дани (баскакам), которые обирали население. Сельские общины приходили в упадок.

Иго ордынское продолжалось два столетья.

После падения ордынского ига произошло ускоренное объединение русских земель. К 30-м гг.XII в. сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Свидетельством этого стало создание в1497г. единственного для всей страны судебника. В этом законе содержалась статья о запрещении выхода крестьян в другие места, кроме - Юрьева дня осеннего 26 ноября. Введение Юрьева дня ограничивало свободу передвижения сельских жителей. Но Юрьев день не означал полного закрепощения крестьян.

Создание единого Русского государства привело к расширению его территорий. Но большинство земель находилось в суровых природных зонах. Урожайность (получали в 4 раза больше, чем сеяли) считалась приемлемой. Но развитие сельских общин не стояло на месте. Не стало ордынской дани, хозяйственные занятия получили больше простора. В течение 1 половины XVI в. в России наблюдается экономический подъём. Оживляются земли, используется трёхпольный севооборот применением нового оборудования, рост животноводства. Пока тучнеют нивы, в междупарье, старались побольше навоза вывезти на паровой клин, отчего эту пору называли навозницей. Сдобрить парующее поле – значит, побеспокоиться о ржаном хлебушке на другой год. “Хлеб - всему голова”, с ним связывалось благополучие дома: “Не уродится рожь – по миру пойдёшь”.

Навоз, или назем, - плодородная сила земли. О нём с уст крестьянина слетали яркие выражения: “Возвращай земле долг – будет толк”. “Клади навоз впору, соберёшь хлеба гору”. “Гнои (навоз) сухие – хлеба дорогие”.

С развитием ремёсел, в города, в сельские общины поступали металлические изделия. Значительную роль в развитии сельского хозяйства имели монастыри, которые имели льготы и на их земли охотно селились крестьяне. Государственные налоги были не высокие, а помещик предпочитал получать доход от зависимых крестьян в виде оброка, деньгами или продуктами. Положение сельских общин было вполне сносным.

Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов.

С конца XV в. государственное писаное право учитывало нормы, определявшие положение мирских сообществ, и регулировало в той или иной степени их отношения с верховной властью и ее представителями на местах. Жалованные грамоты великих князей и судебники 1497 и 1550 гг. законодательно упрочивали положение мирских крестьянских представительств в системе местного управления. Крестьянское владение угодьями в границах общины-волости в равной степени прослеживалось повсеместно, вне зависимости от того, были ли они черносошными, дворцовыми или входили в состав феодальных вотчин. Община-волость обладала немалыми правами, которые в значительной степени вытекали из структуры ее существования. Община-волость возглавлялась волостным сходом, который выбирал должностных лиц волости (старост, сотников, или соцких), раскладывал и утверждал возлагаемые на волость повинности. Эта демократично выборная организация обладала немалой и разносторонней властью; за ней оставались судебно-розыскные функции, сохранявшиеся со времен Русской Правды, организация выполнения государственных повинностей, распоряжение вымороченными и свободными земельными угодьями и прием новых поселенцев, надзор за состоянием общинных угодий и их охрана от внешних посягательств. Все эти хозяйственно-административные, фискальные и полицейские функции общины-волости силой обстоятельств заставляли считаться с ней и центральные дворцовые управления и местных феодалов-соседей. В лице своих выборных представителей община-волость выступала со своими жалобами непосредственно перед верховной властью. Она же охраняла сустановившийся обычай отмечать храмовые праздники с их "пирами" и "братчинами", на которых могли обсуждаться и решаться местные дела. Вместе с тем актовые источники XTV-XV вв. позволяют судить об определенном этапе в истории сословной крестьянской организации в системе феодального государства, в котором именно общинное землепользование, как это ни парадоксально, облегчило верховной власти, не встречавшей сопротивления частных земельных собственников, объявить себя верховным собственником земли, сохраняя за общинами функции местного самоуправления и тем самым инкорпорируя их в систему государственного управления. Следует иметь в виду, что этот этап заложил в крестьянском самосознании глубокий след - двойственная основа земельного права навеки оставалась в сознании крестьян-общинников, а общинная организация оставалась основой сельского существования и хозяйствования, несмотря на серьезнейшие изменения в дальнейшем крестьянского бытия.

XVI век положил начало трансформации общинной организации. Именно с этого времени начались массовые расхищения волостных земель все более и более умножавшимися помещиками. Создание поместной системы привело к гибели общину-волость в центральных уездах России. Община из волостной организации превращалась собственно в сельскую и замыкалась в своей деятельности границами частнофеодальных владений, а жизнь крестьян-общинников регламентировалась "кодексами" помещиков и вотчинников, о чем можно судить по сохранившимся материалам более позднего времени (XVII-XVIII вв.).

В областях, где поместное замлевладение не получило развития, община-волость продолжала существовать, местами вплоть до второй половины XIX в., в ее истории основным мотивом становится борьба с все более усиливавшейся бюрократизацией местного управления. Общины-волости сохранились прежде всего в северной, заволжской части России, в Поморье - от Карелии до Урала. До середины XVI в. местное управление в этом регионе возглавлялось присылавшимися из Москвы кормленщиками, с которыми общины-волости, отстаивая свои прерогативы, вступали в острые противоречия.

Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века.

В середине XVI века начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в “приказы”. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах – волостей. Те и другие содержались общинниками “кормились” за их счет. За ними укрепилось название “кормленцев” они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.

Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система “кормлений” была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.

Иван IV в 1549 г. созвал первый в истории России Земской собор. Кроме бояр, дворян, духовенства на совет были выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой “пожилого” помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.

В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину – выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.

По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.

Успешное развитие России в I-ой половине XVI века сменилось в года правления Ивана грозного хозяйственным упадком.

Глава 4. Крепостное право


В начале 80-х годов XVI века был отменён Юрьев день, объявляются запретные годы для ухода крестьян от владельцев. С той поры пришла пословица “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” В начале 90-го года вводится указ о закрепощение крестьян, т.е. прикреплении их к владельцам и земельным участкам. Это уже было КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Побеги из владений не прекращались. Крестьяне уходили в Поволжье, на Дон, в Казачество, которое жило по своим законам и беглых не возвращало. Назревали серьёзные общественные потрясения, вызванные усилением угнетения крестьянства. ”Чёрные” земли переходили к феодалам. Общины сообща боролись за свои земли, подавали жалобы Московской власти, но успеха не добивались.

Новым делом стало проведение государственного учёта земли. Их описание с указом владельца и размер угодий (писцовые книги). Эти документы служили основанием для обложения сельских общин налогами. Одновременно они закрепляли крестьян за владельцем. Сыск беглых проводился согласно записям в этих книгах. Земской собор созывал на собрания различные слои населения, крепостных крестьян на собор не приглашали.

В 1601 – 1603 гг. страну поразили стихийные бедствия. Три года были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили сильные морозы. Голод стал всеобщим. Люди разбегались, кто куда мог и за беглыми уже не гонялись.

После Смуты Россия находилась в разорённом состоянии. Помимо возрождения покинутых и пострадавших населений в XVII веке наблюдался рост населения в новых местностях. На черноземные земли устремились беглые крестьяне, новые сельские общины создавались в Поволжье, расширилась пашня на русском севере, Урале, Сибири.

Земледелие начало расти за счёт увеличения пахотных угодий. Урожайность росла медленно. В старых областях продолжает распространяться трёхпольный севооборот с навозным удобрением, на окраинах пашню возделывали более простым способом, временно забрасывая свои участки “на отдых”.

XVII столетие знаменательно усовершенствованием сельскохозяйственных орудий.

Сохи под влиянием разных условий и опыта делают различными по форме. Появляется одна из самых лучших разновидностей сохи – косуля, трёхзубая соха была шагом вперёд в технике хлебороба.

Развивалось животноводство, появились новые мясомолочные породы коров – холмогорские и ярославка, новая порода романовских овец. Сельские жители так же занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой.

53 % крестьян проживало во владениях вотчинников и помещиков. 16 % церкви, 9 % двора. Черносошных (государственных) крестьян было не более 21 %, т.е. до 80 % крестьян было в зависимом, крепостном состоянии.

Большую часть среди владельцев земли составляли мелкопоместные дворяне, но были и крупные владельцы. Например, боярин Морозов имел 33 сел в 19 уездах помимо того, что крепостной не имел собственности на землю, на которой “сидел”, его имущество могло быть по суду передано должнику хозяина. Семью крепостных, принадлежащим разным помещикам, могли разделить как имущество. Крепостного можно было продать, обменять на собаку, проиграть в карты. А так как помещики стали чаще заводить собственное хозяйство, они принуждали к труду на барском поле, что называлось барщиной. Крестьянин работал на барина, используя свой инвентарь, лошадь в самые благоприятные погодные условия. Хлеб к тому времени становился товаром. На рынке продавался и помещичий хлеб и крестьянский, а так как барин использовал даровой труд, возникали противоречия. Натуральные основы феодального хозяйства подрываются. Наряду с сельским хозяйством крестьяне начинаются заниматься производством ремесленной продукции: добычей и обработкой железной руды, мыловарением, кочевничеством. Село Иваново производило ткани.

Во второй половине XVIII в значительно усилились новые черты хозяйственной жизни страны связанные с упадком феодализма и утверждением капитализма. В промышленности большую роль играли мануфактуры. Среди мануфактурных рабочих многочисленную группу составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Помещики оценили этот источник дохода. Крепостной в виде оброка отдавал барину часть заработка. Положение “благородного” обязывало жить барина на широкую ногу. На подведомственные ему сельские общины возложены были дополнительные трудовые и денежные повинности. Барщина достигла 4-6 дней в неделю, оброк увеличился в 3-5 раз. Общины не выдерживали и беднели. В погоне за дополнительным источником доходов помещики заводили различные предприятия. Это приводило к нарушению натуральных устоев помещицкого хозяйства, феодальные отношения вступали в стадию упадка. Происходит расслоение деревни на крестьян - бедняков и богатую верхушку пре успевающих, которые ведут торговлю, обзаводятся мануфактурами, они используют труд своих односельчан. Самые богатые из них уплачивали большие деньги и выкупались на волю.

Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было все же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали “живым” товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.

Произвол крепостников достиг крайних пределов.

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.

Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне, не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения. В начале XVIII века существовали должности “прибыльщиков”, которые придумывали с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки – ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелей повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность.

Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и т.д.) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить “как смирять и унижать” своих “рабов”.

В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.

Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на “доброго царя”. Вследствие этого крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение.
{pagebreak}
В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости” и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.


Глава 5. Община в XVIII – начале XIX вв.

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.

Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.

Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.

Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела черезполостно. Каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало умерших, поэтому производился общий передел примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему, в одной деревне делали передел, в другой – нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.

Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорило переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.

Одной из функций общины была развёрстка податей и повинностей между дворохозяйствами. В случае недоимок с отдельного двора, за него должна была платить вся община. Но община обычно, старалась не доводить до этого и использовала ряд средств воздействия на недоимщиков: могла продать часть зерна с полос недоимщика, продать часть имущества, послать на заработки в город и даже отдать в рекруты.

Высшим органом крестьянского самоуправления на уровне деревенской общины являлся сход дворохозяев. Решения о мерах против недоимщиков принимались исключительно на общих сходах.

Мир выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. Приговор нередко тут же и приводился в исполнение: «Парень набедокурил, уличён в мелкой краже – его свяжут, приведут и выпорют».

Выборными органами общинного самоуправления были волостной старшина, староста и деревенский старшина.

Деревенский старшина не являлся официальным лицом и исполнял функции связанные с общей хозяйственной и духовной жизнью общины.

Староста был официальным лицом, избирался на общем сходе сельского общества, куда входили несколько деревенских общин, здесь же ему назначалось определённое годовое жалованье. На сельских старост, в своих действиях опирался волостной старшина, они выполняли все его поручения.

Примечательна речь одного из вновь избранного в 1872 году волостного старшины перед сельскими старостами: «Достопочтенные старосты сельских обществ! Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная её незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнить своего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом, как я избран волостью… Так будем же, насколько хватит у нас сил и умения, исполнять свои обязанности – заботиться об общей пользе, прекращать споры и тяжбы, искоренять разврат и пьянство, заботиться, чтобы все в точности исполняли лежащие на обществах денежные и натуральные повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам чтобы заботились бы о хорошем воспитании своих детей, любили бы Бога, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и жалуют, чтобы все мы были счастливы и благополучны».

В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа.

9 ноября 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший Столыпинской аграрной реформе начало. Главной её целью стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулатских). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства, реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулатских хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал. В 1917 году в июне реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.

К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах.

Кулачество возникло в крестьянской среде в ходе развития товарного производства и оставалось верхушечной, зажиточной частью крестьянства до тех пор, пока последнее сохраняло черты докапиталистического класса-сословия. В России Кулачество стало складываться как класс после крестьянской реформы 1861. К началу 20 в. оно представляло собой самый многочисленный слой капиталистических эксплуататоров: кулацкими были до 1/5 крестьянских дворов. Кулаки с помощью аренды и покупок завладевали крестьянскими, помещичьими и казёнными землями. В их хозяйствах концентрировалась значительная часть с.-х. машин и орудий, поголовья рабочего и продуктивного скота. Они производили до 50% товарного хлеба, владели торгово-промышленными заведениями, содержали трактиры, занимались ростовщичеством, сдавали внаём бедноте рабочий скот и инвентарь под отработки, нанимали батраков. Всё кулацкое накопление было результатом беспощадной эксплуатации деревни, в особенности бедноты и батрачества. Кулачество использовало крестьянскую общину как средство для прикрытия кабальных методов эксплуатации, но для организации капиталистического производства в земледелии община была помехой. Крепостнические пережитки мешали капиталистическому накоплению. Отсюда враждебность Кулачество к помещикам. Против помещичьего гнёта Кулачество выступало как часть крестьянства, остававшегося ещё классом-сословием в той мере, в какой сохранялось крепостничество. Внутри крестьянства возникла и росла социальная война между Кулачество и с.-х. пролетариатом. Эта - «вторая», по Ленину, - социальная война в российской деревне была подчинённой по отношению к «первой» - к социальной войне всего крестьянства против крепостничества, но она уже стала одним из факторов, определявших социальное развитие деревни. После Революции 1905-07 царизм проведением Столыпинской аграрной реформы основательно подорвал общинное землевладение и укрепил Кулачество, стремясь в его лице создать себе прочную опору.

Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.

В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.

Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн. человек, ещё 5 млн. было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Обязательной в общественном мнении общины была общая трудовая помощь в пользу пострадавших: погорельцев, тех, у кого не уродился хлеб, заболевших и др. В тяжелые годы первой мировой войны многие общины принимали решение о «круговой поруке рабочими руками и предметами сельского хозяйства при обработке и засеве полей».

Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.

Таким образом, русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века.

Литература


1. “История” – Ростов - на Дону “Феникс “ 2004 г.

2. “Большая школьная энциклопедия” – Москва “Омега-Пресс” 2002 г.

3. “История России (XI – XX вв.)” – под редакцией доктора исторических наук А.Ю. Дворниченко – Москва “Гардарики” 2003 г.

4. “Живица” – В. Пелихов – Москва “Молодая гвардия” 1989 г.

5. В.И. Ленин Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 282-83.

6. Бруцкус Б. Обобществление земли и аграрная реформа. - Русская мысль, 1917, N 11-12, с. 62.

7. Н. Верт «История советского государства» Москва "Прогресс" 1992 г.

Читайте также:

День рождения Махно
День рождения Махно Сегодня день рождения Нестора Махно. По случаю напоминаем его слова: Как же практически должны поступить мы, революционные повстанцы, чтобы наша борьба принесла нам желанные плоды, настоящую своб...
Русские пословицы и поговорки, собраные В.Далем о жидах
Русские пословицы и поговорки, собраные В.Далем о жидах Пост удалён за нарушение правил сайта. 3.1. Вести пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду войны, социального, расового...
Комментарии (49)
Sibroy #
8 ноября 2016 в 01:52 Рейтинг: 0
Как жили крестьяне на юге Сибири в 19 веке можно прочитать здесь
Sibroy #
8 ноября 2016 в 01:53 Рейтинг: +1
Сельская община может и дело хорошее,но как её строить если пол деревни банально не могут загородить огороды...пороть на сходе?
Vl Ot #
8 ноября 2016 в 10:00 Рейтинг: 0
В наше время община может состоятся, как добровольное объединение людей для совместного проживания в определенном месте. То есть необходим устав, который одобряет каждый член общины. В одной общине может быть прописано, что ответственность за потраву несёт владелец козы (если она одна на всю деревню, например), а в другой - штраф за отсутствие забора, можно и порку )))
Tatiana #
8 ноября 2016 в 02:22 Рейтинг: +1
О, это про нас. Огород открыт, но с нашей стороны никаких претензий, если соседские козы там побывают. Так как брать там нечего dance В планах весной 17 года рабица, столбы уже по периметру. А вот в деревушке рядом бушуют соседские войны ровно по этой же причине.
Но, заборы у всех превосходные, зато высажены цветы вне забора, с целью заставить соседей пасти коз любой ценой.
0 #
8 ноября 2016 в 02:54 Рейтинг: 0
Отличная тема. Я присоединюсь чуть позже.
К нам вернулась весна. Снег растаял, тепло,птицы щебечут, ветерок немного портит ощущения, но поработать на улице вполне можно, чем я и займусь.
Lada #
8 ноября 2016 в 03:41 Рейтинг: 0
Бля-ха муха, да вы что, издеваетесь здесь все. Блогеры длиннющие простыни для читки вывешивают, коментаторы кучу книг прочитать советуют, да сколько же на это времени то надо, это всё хозяйство бросить и только в инет утупится. Я вчерашний ещё текст не догнала, а сегодня ещё хлеще, чувствую себя полной идиоткой.
Миленькие мои, вы бы хоть своими словами конспектировали текст, в краткую удобоваримую форму)
И будьте такие добренькие, научите аудиокнигами пользоваться, я вообще не в курсе что и как там устроено, на какой сайт идти.
0 #
8 ноября 2016 в 06:49 Рейтинг: 0
Забей в поисковик аудиокниги или если тебя интересует конкретная книга то её название и слушать аудио. Если есть такая, поисковик выдаст.
Потом скачиваешь на плеер. У меня такой маленький, вообще места не занимает и не дорогой.
Можно и на компе слушать. Я когда в доме что то делаю, включу и слушаю онлайн без скачивания.

http://deti-online.com/audioskazki/skazki-pushkina-mp3/u-lukomorja-dub-zelenyi/
Vl Ot #
8 ноября 2016 в 09:54 Рейтинг: 0
Многословие - мой грех. Каюсь, но ничего не могу с собой поделать. Всегда хочется как можно точнее выразить свою мысль, да, видно, не судьба. (((
Я бы никогда не узнал, что такое аудиокниги, если бы у нас было качественное радио )))
Слушать песенки и поздравления чужих людей - не переношу органически, "разговорные" передачи хорошего качества - редкость, причем постоянно вклинивается реклама. А работа у меня такая, что заняты вениками только руки, голова нет. Поэтому раз подсев на аудиокниги, соскочить уже не могу.
Софа всё верно сказала. Найти книгу через поисковик не проблема. Я слушаю онлайн, когда работаю. Для прослушивания важно, чтобы никто не мешал. Это бумажную страничку можно придержать пальчиком, отвлечься и снова читать. Но если отвлекли от прослушивания, то технически долго и неудобно возвращаться, искать место "обрыва". Поэтому или усилитель, или наушники - иначе толку мало. Я слушаю час - два. Потом перерыв на "усвоение".
Сайты устроены удобно - можно искать по авторам, по названию, по жанрам.
В наше время читать бумажную книгу - роскошь, а аудиокниги доступны и позволяют совмещать прослушивание с другими делами )))
Lada #
9 ноября 2016 в 04:15 Рейтинг: +1
Огромное спасибо,что открыли для меня целый книжный мир. Читать сейчас меня не заставишь, а вот слушать могу бесконечно. Я и не подозревала что есть аудиокниги, надо же как удобно. Начала слушать ЖД Быкова, обалденно. Хотя я про войны не люблю ничего читать, но это книга совсем другого рода, полезна абсолютно для всех, и для женщин тоже)
Да, раньше я обожала радио, в советское время радиопьессы постоянно слушала,последнее что в конце 80-х слушала- это Мастер и Маргарита. А сейчас радио совсем испортилось, в России в городе только Эхо Москвы слушала, а в деревнях всех оно не ловило, там вообще от силы канала 3 ловит, и те музыкальные все. Ганопольский с Эха теперь к нам на украину перекочевал, на полрошенсковский радиоканал.
Здорово, теперь и я на эти книги подсяду.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 04:52 Рейтинг: 0
Радуюсь, как ребенок за Вас! )))
А ещё есть сайт "Старое радио" оно доступно и в приложениях к андроиду, и на компе, наверное и в смартфонах. Там масса радиоспектаклей, выступлений старых артистов, просто аудиодокументы эпохи - голоса писателей и других известных людей. Причем, очень удобно для пользователя - можно копаться в архиве, можно слушать три разных по жанру онлайн радио. Еще, там отлично предусмотрена возможность использования разного битрейта. Для меня это особенно актуально, бывает поставишь 128 - не дождешься загрузки, а 32 - сразу поёт и трафик не жрёт.
Lada #
9 ноября 2016 в 07:21 Рейтинг: 0
Спасибо ещё раз большущее!
Только меня теперь из дома не выгонишь, так заслушалась, а надо бы на огород идти пока не подморозило.Теперь и зима не такая страшная кажется, буду с утра до вечера слушать книги.
Сначала не поверила что у вас 21, посмотрела погоду и точно, а завтра даже 23. Везёт же вам! А я ведь очень даже рассматривала Краснодарский край для переезда, долго шерстила в инете, и многие места мне там нравились. Но не срослось.
Sibroy #
8 ноября 2016 в 06:55 Рейтинг: 0
Крестьяне отрабатывают ,барщина
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Vl Ot #
8 ноября 2016 в 09:56 Рейтинг: 0
Я тоже так сею зерновые. Сегодня купил семян на рынке, на днях посею ячмень и пшеницу )))
seva #
8 ноября 2016 в 11:33 Рейтинг: 0
Это,пожалуй,барщина,а не оброк...
Sibroy #
8 ноября 2016 в 11:47 Рейтинг: +1
Точно,попутал...исправил...
Vl Ot #
8 ноября 2016 в 09:56 Рейтинг: 0
Ценный материал, есть о чем подумать!
0 #
8 ноября 2016 в 12:15 Рейтинг: 0
Читая первую часть статьи испытала райские ощущения.
Далее со времен Ивана Грозного читать было тяжелее и тяжелее.
Тоже случилось со мной при чтении о казачестве. Дойдя до их закабаления бросила читать, невыносимо тяжело.
Людей так крепко подсадили на ложную свободу, что сейчас образовать какое либо совместное жительство и совместную трудовую деятельность не представляется мне возможным; возможным в старых традициях. А какие новые могут объединить людей, даже и не представляю.

Мне нравится вопрос задаваемый Сундаковым:-Кто ты, откуда и куда?
Может быть он основополагающий в образовании общины.
0 #
8 ноября 2016 в 13:44 Рейтинг: 0
В 500 метрах от нашего плана находился трудовой лагерь. Деревянно-щитовые домики 24 на 12 барачного типа. Те кто захватил власть старались продать всё что только можно было, вот и попал под раздачу лагерь. Мы купили там дом и я сокрушалась о такой вопиющей безграмотности руководства. Зачем продавать, можно организовать всё что угодно.
Столько в себе напланировала и нафантазировала.
Моя мечта, она осталась, объединить детский дом с домом престарелых.
Всё орг. тонкости не буду перечислять, только цель.
Старики передают опыт детям и конечно любя их, дети заботятся о стариках и получают знания и теплую заботу и любовь.
Деньги, вот дирижёр всех мечтаний.
Что б возродить туже общинность надо сломать систему.
Но я не сторонник слома, а хитрость на великое благо - ценю.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 05:20 Рейтинг: 0
Смотрите, как в тему попало вчерашнее происшествие.
Поехал я вчера с дочкой в город. Кормов прикупить и луковиц тюльпанов. Погода замечательная, доехали без приключений. Правда, у ворот, там где обычно бабушки торгуют зеленью, книжками и цветами, сидела всего одна бабушка. Оказалось, опять администрация разгоняет, чтобы, значит, все торговали только внутри рынка, платили за места. Место стоит 120 рублей, а вся торговля бывает на 200-300, кто ж согласится. Вот и бегают старички от одних ворот к другим или садятся под дверьми магазинов... но оттуда их тоже гоняют. Но тюльпаны я все же нашел, причем как раз у знакомой старушки сначала купил и хотел ехать к знакомому дедушке, как он появился, словно из-под земли, толкая свою тележку. Короче, затарился луковицами. Тут же встретили нашу родную бабушку, она себе цветущую рассаду вилол покупала. Ладушка обрадовалась! И не зря - бабушка сразу повела её игрушку покупать. А цветов на рынке - тьма, жаль на всю красоту денег нема ))) На тюльпаны тысячу потратил, а хризантемы по 100-150, виола по 30, а грядки у меня большие, тысячей не обойдешься.
Ладно, в следующий раз куплю, а сейчас возвращаюсь к собственно происшествию. Мы уже пообедали у бабушки, купили корма и ехали домой. Остановились на выезде у магазина купить хлеба. Купил, Лада оставалась в машине, играла с азбукой. Сел, пристегнулся, начал поворачивать ключ зажигания, как к моему окну бросился старичок невысокий, седенький, опрятный, трезвый, но явно чем-то сильно расстроенный..
Lada #
9 ноября 2016 в 07:10 Рейтинг: 0
Так-так, на самом интересном месте.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 11:40 Рейтинг: 0
Плюс 25 - разве совесть позволит дома сидеть? )Пчел посмотрел, тюльпаны с дочкой посадили, в лес за дровами съездили. Но, продолжу.
Дедушка спросил, как проехать в соцзащиту. Местные пенсионеры дорогу туда, естественно, знают, значит у него случилось что-то серьезное и он явно приезжий. Я передвигаюсь по городу на машине и объяснить, как пересечь город на маршрутках, не могу, а мы были на другом конце. Я предложил подвезти его туда и по дороге расспросил, что случилось. "Ну, чем может помочь соцзащита в конце рабочего дня. Обычно туда ходят с утра, собирают бумажки, сидят в очередях... может, вызвали" - думал я. Но всё оказалось серьезней.
Два с половиной года Николай Николаевич (ему и правда 76) прожил душа в душу с бабушкой, но месяц назад она умерла и наследники выгнали старика на улицу. Своего жилья у него нет. С бабушкой они не расписывались. Познакомились с ней по переписке. Он жил в доме престарелых в Кировской области, откуда она его забрала и привезла на Кубань. Жили в селе, недалеко от города. Приезжали редко, в церковь. После смерти подруги он обратился в соцзащиту, успел сдать документы, чтобы устроиться в интернат, а пока его приютила другая женщина, с которой познакомились в церкви. Но, что-то случилось и она его выселяла. Вот он и метался, не зная куда податься. Всё это он рассказал мне по пути.
Я подождал. В соцзащите сказали, чтобы приходил через полтора месяца (ага, перед новогодними каникулами). В машине сидел несчастный старик, которому некуда податься.
0 #
9 ноября 2016 в 12:49 Рейтинг: 0
Как же имя старика?
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 12:53 Рейтинг: 0
Я же упоминал - Николай Николаевич, паспорт не смотрел, фамилии не знаю.
0 #
9 ноября 2016 в 13:16 Рейтинг: 0
Да, да, читала, но что то насторожило, что то не то в нем, что то не так.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 13:29 Рейтинг: 0
"Не так" это 76 лет, отсутствие тех, кто мог бы позаботиться... Физически он ещё вполне крепенький, а вот с головой... Обычно у старичков в таком возрасте наблюдается идея фикс. И они ей следуют, ищут подтверждения своим страхам. Тяжело им, тяжело с ними. Одно дело разово пожалеть - подвезти, помочь сумку дотащить, купить что-нибудь, денег дать, в конце концов. А вот каждый день выслушивать жалобы, отвечать на одни и те же вопросы - это сложно.
Не знаю, чем и когда закончится попытка соединить их с бабушкой, которой объективно нужен такой друг, помощник... но слишком они эгоистичны и требовательны, чтобы жить вместе самостоятельно. Им нужен "главврач" или старшая сноха рядом, чтобы по струнке ходили )))
0 #
9 ноября 2016 в 14:10 Рейтинг: 0
Где его родня и есть ли она?
Если он обратился в соцзащиту, значит прописан. Как так его выгнали?
Володя я не выспрашиваю, нахожусь в каком то замешательстве: надо деду помочь и что то не так, ну что то не так.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 12:51 Рейтинг: 0
Ну, а дальше всё просто. Привезли его домой - оказался он живой))) Переночевал у нас, а на следующий день мы нашли ему новую бабушку. За те несколько часов общения, Николай Николаевич так себя распиарил, что "бабушка" клюнула сразу, как только жена рассказала, что он и дрова рубит и готовить умеет, и в огороде любит ковыряться... Очень ему не хотелось в интернат, видно не сладко там. Говорил: "Буду за вас молиться, если бабушку мне найдёте". Нашли. Но жить под одной крышей непросто. Одинокие, несчастные, готовые на всё, ради крыши над головой, оказавшись в компании с такими же как они, часто начинают ссорится по пустякам. Подозревают соседа по комнате в каких-то безумных кознях. За тридцать лет такого насмотрелся. Очень сильны блатные традиции, даже среди обычных людей. Желание доминировать, унизить, "поставить на место" и прочие "Он должен" и "Почему я" делают совместную жизнь адской.
Помню пришел ко мне утром молодой парень синий от холода. Не рискнул зайти на ферму, ночевал на улице, в заброшенной бетонной остановке архитектуры 50-х, а было минус 10. Отогрелся, начал учиться вязать веники. А в то время у меня жило трое, таких же бездомных мужиков. Через неделю ушел один, на следующий день двое других. Толком ничего не объяснили. А этот парень (35лет) просидел больше десяти лет и решил завести тюремные порядки. Через пару дней ушел и он, прихватив алюминиевую скороварку без крышки и приемник. Это было более десяти лет тому назад... Потом было ещё много подобных случаев.
0 #
9 ноября 2016 в 13:19 Рейтинг: 0
Не уживется с новой бабусей, снова придет к вам на постой.
Да, с такими парнями надо быть осторожными.
Я тоже такого приютила, чуть не прирезал.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:08 Рейтинг: 0
Вот. А Вы хотите объединить детей со стариками... Не легко это. Общение, совместное решение вопросов, проблем - это целая наука, которой надо бы учить с детства, но на это обращают мало внимания. Вот и растут эгоисты. Я сам такой. Но, хоть иногда пытаюсь с собой бороться )))
Я - пуп Земли )))
0 #
9 ноября 2016 в 14:12 Рейтинг: 0
Да хочу, всё орг. тонкости не буду перечислять(писала)
Долго рассказывать.
Слегка утопично, но все реально.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:23 Рейтинг: 0
Реально, это когда самоокупаемость. С государством связываться бессмысленно. Можно поискать благотворительный фонд, но это тоже зависимость. Но даже не это главное. Трудно сделать человека счастливым, если он не хочет. Даже заставить жить, если ему не интересно, невозможно. Практически никогда у людей не совпадает понятие счастья. А если человек несчастен, то будет отравлять атмосферу окружающим. Вы пишите
Старики передают опыт детям и конечно любя их, дети заботятся о стариках и получают знания и теплую заботу и любовь
Это чистая утопия. Даже родные люди нередко не находят общего языка, а уж чужие, да ещё с комплексом обид и болезней... Это таким "Макаренкой" надо быть, чтобы такой проект поднять )))
0 #
9 ноября 2016 в 14:33 Рейтинг: 0
Знаю и стариков и детдомовских детей советских времен.
Даже не пытаюсь что либо предпринимать для осуществления проекта, как писала-финансы.
Всё остальное решаемо и исполнимо.
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:55 Рейтинг: 0
"Если для решения проблемы не хватает финансов, то эта проблема не нуждается в решении"
Не помню, кто сказал, но точно )))
0 #
9 ноября 2016 в 14:57 Рейтинг: 0
У него проблема, у меня проект.
Так что батенька может и прав, но не в моем случае.
Vl Ot #
10 ноября 2016 в 06:06 Рейтинг: 0
Наоборот, в Вашем случае это изречение ещё более справедливо. Если нет денег на проект - значит он никому не нужен. Звучит жестоко, но это так.
0 #
10 ноября 2016 в 07:41 Рейтинг: 0
Он нужен не только мне.
Но в отличии от других у меня есть совесть и было бы у меня здоровье, эта община уже существовала.
Я не могу взять на себя ответственрость за людей зная, что не сегодня, завтра могу сломаться.
И гроши тут не при чем.
Это я напишу позже. Обещала.
Vl Ot #
10 ноября 2016 в 11:32 Рейтинг: 0
Вам кажется, будто Вы знаете рецепт, как сделать других людей счастливыми. А я сомневаюсь, что такой рецепт существует.
0 #
10 ноября 2016 в 12:05 Рейтинг: 0
Вам кажется, то что вы хотите.
Как вам будет угодно.
0 #
13 ноября 2016 в 14:53 Рейтинг: 0
— Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?

Но он не ответил. Он сказал просто:

— Вода бывает нужна и сердцу…
Экзюпери
0 #
13 ноября 2016 в 14:52 Рейтинг: 0
"Жизнь задыхается без цели."
Ф. М. Достоевский
0 #
13 ноября 2016 в 14:49 Рейтинг: 0
"Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно."
Ф.М. Достоевский
0 #
9 ноября 2016 в 15:47 Рейтинг: 0
Володя, вас вероятно обижают мои скудные ответы.
Я довольно сильно устала за последние два дня, а завтра приготовление к поминкам.
Если хватит времени и сил, то завтра напишу, что я там себе намечтала про совместный дом.
Если не выкрою время, то через день. Обещаю.
Vl Ot #
10 ноября 2016 в 06:08 Рейтинг: 0
Да, какие обиды.
Недопонимание сути ответа присутствует, конечно, если экономить на словах, но и многословие редко вносит ясность, только размазывает истину в чистую абстракцию )))
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:12 Рейтинг: 0
Я тоже такого приютила, чуть не прирезал.
У меня случай на ферме был без "чуть" (((
0 #
9 ноября 2016 в 14:14 Рейтинг: 0
Ого! Сильно?
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:29 Рейтинг: 0
Молодой мужик старика топором зарубил в середине 90-х. Я тогда только наездами бывал. Жила семья, пожилые беженцы из Азии, и молодого парня взял, за скотиной смотреть. Женщина работала бухгалтером в городе. Мужики выпили (дед вино делал). Молодой хотел добавить, дед не давал...
0 #
9 ноября 2016 в 14:35 Рейтинг: 0
Страшная история. А что с женщиной стало. Не молода, куда подалась?
Vl Ot #
9 ноября 2016 в 14:41 Рейтинг: 0
У неё два сына было. Один недалеко жил, в милиции служил. Она ещё некоторое время у нас работала бухгалтером, а жить уехала к сыну. Раньше не могла, потому-что деду сыновья не родные. Потом оформила пенсию, работу бросила.
0 #
9 ноября 2016 в 14:46 Рейтинг: 0
Ну хоть не одинока.

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 162710
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 69168
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 54852
RSS-лента