Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова , Москва, Россия
Е-mail: shah516@msn.com
Переход Китая от плановой экономики к рыночной начался в конце 1978 года.
В 1979 году китайское руководство провело серию дополнительных, постепенных реформ, которые, в конце концов, вылились в переход к рыночной экономике.В качестве главной цели во внутренней политике Китая был избран курс на подъем производительных сил путем проведения комплекса экономических реформ рыночного типа.
Стратегически дальновидным оказалось решение китайского руководства о постепенном осуществлении реформ, с учетом национальной специфики, в соответствии с народной мудростью, выраженной в формуле: «Переходить реку, нащупывая камни».
В период с 1979 по 1983 годы промежуточная цель реформ виделась в дополнении остающегося преобладающим планового регулирования экономики регулированием рыночным под контролем государства.
Практика начального этапа преобразований включала в себя расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, создание специальных экономических зон, оживление индивидуального и коллективного укладов в народном хозяйстве, первые попытки внедрения рыночных принципов в ценообразование и сбыт продукции машиностроения и ненормируемых бытовых товаров.
Наиболее крупным прорывом явилось распространение семейного подряда в деревне, приведшее к быстрой ликвидации прежней недостаточно эффективной системы сельских народных коммун.
Провозглашенная в постановлении задача создания системы «социалистического планового товарного хозяйства» в период с 1984 по 1991 годы сыграла роль официальной целевой модели экономической реформы в КНР.Новая модель предусматривала следующее:
1)полная хозяйственная самостоятельность предприятий;
2)замена директивного планирования направляющим;
3)свободная, при сохранении за государством регулирующих функций, купля-продажа на рынке не только предметов потребления, но и средств производства;
4)создание рынка фондов, науки и техники, рабочей силы, информации;
5)определение цен на основе спроса и предложения;
6)соревновательность (конкуренция) на внутреннем и внешнем рынках.
Одновременно, в Китае пришли к выводу о новом понимании главного вопроса в характеристике социально-экономического строя общества собственности на средства производства.
Постепенно сформировалась мысль,
что присутствие одной лишь общественной собственности не содействует быстрому экономическому развитию
и удовлетворению потребностей людей, что становление и развитие диверсифицированной системы собственности сможет преодолеть узкие места
и использовать преимущества каждой из форм собственности, обеспечив тем самым более эффективное функционирование экономики в целом.
В качестве регулятора хозяйственной деятельности в стране был принят принцип «государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия». Сущность этого принципа состояла в том, чтобы «вся экономическая деятельность была охвачена рыночными отношениями, но все рыночные отношения регулировались и контролировались при помощи плана».
В 1992 году КПК сделала еще один важный шаг на пути реформ, поставив целью «создание системы социалистической рыночной экономики».
Решения базировались на тезисе Дэн Сяопина о том, что
«плановая экономика не равна социализму, поскольку при капитализме также существует планирование, а рыночная экономика не равна капитализму, поскольку при социализме также есть рынок».
«плановая экономика не равна социализму, поскольку при капитализме также существует планирование, а рыночная экономика не равна капитализму, поскольку при социализме также есть рынок».
План и рынок, считал Дэн Сяопин, это лишь экономические рычаги и «несколько большее использование планирования или рынка» не является существенным отличием между социализмом и капитализмом». Также было осознано, что следует использовать в интересах социализма зарубежные капитал, ресурсы, технику и технологии, специалистов.
В 1997 году в законченном виде была сформулирована сама теория «строительства социализма с китайской спецификой» как «развитие рыночной экономики в условиях социализма».