Валерий Вихров, шеф-редактор сайта интернет-магазина, отмечает: «Смотрите – вот это идеальный цвет колбасы, который должен быть. Есть такое предубеждение, что если ты не будешь добавлять химию, то твой продукт не будет нравиться людям. Действительно бывает, подходят, пробуют, говорят – не солено там или что-то, но через какое-то время они все равно возвращаются».
На этом прилавке, говорят, сплошь натур-продукты. Кроме колбас, брусника моченная, конфитюры, белёвская яблочная пастила, икра. Воронежцам особенно по вкусу – рыба – тут Азовская, Мурманская, Астраханская. Полный ассортимент на сайте – под заказ. Сотрудничают уже с сотней производителей, треть – воронежские. На виртуальные полки продукт попадает лишь после визита комиссии продавцов. Сами оценивают производство, дегустируют, если сомневаются – везут в лабораторию. Но заявляют – это пока самодеятельность. Единого стандарта «природности» такой еды нет.
Антон Богатырев, директор компании, поделился: «Мы столкнулись как раз с проблемой биосертификации. Этот как раз-таки громко звучит пока что, но, тем не менее, на одних личных исследованиях не возможно все время базироваться, для многих людей это не аргумент. В России такого законодательства и документов, подтверждающих этого пока нет, соответственно, приходится до настоящего года это делали каждый сам, кто как мог. Брали европейские стандарт за основу».
Татьяна Белогорцева в рационе своих кур чуть ли не калории считает. Почти три сотни несушек тут как в природе — без гормонов, антибиотиков, и разгуливают свободно. Летом – и вовсе на вольных хлебах – кормятся во дворе травой и пшеном. Сейчас – четырехразовое питание. В меню – пшеница, дробленая кукуруза и «живые витамины».
Еда, хоть и здоровее комбикорма, но не собственноручно выращенная, признается Татьяна. Посевных площадей нет, поэтому зерновые приходится покупать у фермеров. Говорит, эти деревенские яйца соседи и гости из Воронежа уже раскушали, и за счет чуть большей цены дело окупается. Хотя считает, ту же маркировку, места продаж такого натур продукта и льготы, нужно закрепить законодательно.
Татьяна Белогорцева, владелица ЛПХ: «Ярмарки устраивать именно для таких небольших производителей — фермеров, как я, которые происходят раз в неделю, два раза в неделю. Электричество у нас здесь дорого, около 8 рублей за киловатт, это мы чувствуем, экономим на всем, и, тем не менее, все-таки приходится этим пользоваться – сейчас вот включать инкубатор. И это опять же откладывает отпечаток на стоимость продукции. Хотелось бы, конечно, но насколько нас услышат».
Областные депутаты услышали – правда, сами принятый закон называют только рамочным. Но уже обсуждают бюджетную поддержку воронежских производителей органической продукции. Там, где не будет удобрений и пестицидов, страховать урожай готовы особо. Считают, в воронежской области почва буквально благодатная. Но и перспектива пока далекая – только сам переход займет года два.
Александр Евсеев, председатель комитета по аграрной политике Воронежской областной Думы, заверил: «Каждый желающий производить такую продукцию, как только появится уполномоченный орган, может заявить о желании ее производить, то есть, пройти процесс сертификации, опять-таки который будет длиться не менее 2 лет. И после того, как эта продукция может отвечать тем требованиям, тогда уже можно будет маркировать ее именно, как органическую».Татьяна Белогорцева своё еще не органическое производство намерена развивать – пока без господдержки. Число несушек хочет увеличить до 2 тысяч, еще завести гусей и кроликов. Ее коллеги-продавцы эко-ассортимент к лету решили дополнить — воронежскими овощами и макаронами собственного производства. Чтобы горожане — в гастрономическом смысле — еще больше смогли чувствовать вкус жизни.