По информации Новосибирскстата, по сравнению с началом года в регионе на 25 % больше приходится тратить на свинину — в сентябре филе стоило 375,16 руб за кг. Еще сильней подорожала говяжья печень — на 32,11 % (189,26 руб. в сентябре).
Мороженое и охлажденное мясо кур стало дороже на 15,45 % (128,10 руб. за кг). Предсказуемо подорожали «соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы» (+19,64 %) и «рыба охлажденная и мороженая разделанная лососевых пород» (+33,28 %). А вот попадание в топ самых подорожавших товаров молока и сметаны стало сюрпризом. Пастеризованное молоко в сентябре стоило 48,12 руб. за литр, а сметана — 142,02 руб. за кг. Это выше январских цен на 15,26 % и 20,71 % соответственно.
В документах мэрии кроме этого отмечается существенный рост цен на лимоны (в 2,3 раза), бананы (+19 %), мясной фарш (+19 %), водку (+18,6 %), груши (+18 %), жирный творог (+17 %), пшено (+15 %) и рис (+14,5 %).
При этом официальный уровень инфляции в России по данным на сентябрь — только 6,28 %.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ сравнил данные Новосибирскстата с реальными ценами в новосибирском гипермаркете «Лента» по состоянию на конец октября. Проверка показала, что цены здесь, в целом, несколько ниже заявленных ведомством. Так, килограмм филе свинины можно было купить примерно за 320 руб., говяжью печень — за 188 руб. (причем она была расфасована в заводскую упаковку, товары же «на развес» обычно дешевле), охлажденная курица стоила около 130 руб. за кг. Литр молока и килограмм 15%-ной сметаны (при пересчете объема упаковки) тут можно купить за 45–50 руб. и 120 руб. соответственно.
«Что касается свинины, сыграло роль распространение свиной чумы, — объяснила министр экономического развития региона Ольга Молчанова. — Здесь единственный выход — развивать производство».
[Мясо озверело]
Кроме того, г-жа Молчанова назвала неправильным поведение отдельных производителей НСО, которые, по ее словам, «чувствуют возможность некоторого изменения цен». Ранее, в сентябре, врио министра промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО Николай Симонов сообщал, что Новосибирская птицефабрика повысила цены на пять наименований продукции, которую продавала через собственную торговую сеть в Искитиме и Искитимском районе. Цены вернулись на прежний уровень после вмешательства министерства.
«Единственное, что замечаю в магазинах, — серьезно подорожала рыба, — говорит Юрий Бугаков, директор племзавода «Ирмень». — А сметана у нас на 20 % не дорожает, это мне и замечать не надо, я сам ее продаю. Цены менялись, но не так сильно, в пределах инфляции — 5–6 %. И по молоку, и по мясу. Это не связано ни с чем эдаким. Просто сейчас дорожает всё, что покупает крестьянин, — это раз. А два — цену определяют не только производители, но и продавцы». Г-н Бугаков допустил, что скоро из-за возрастающих закупочных цен продукция племзавода подорожает, но заверил, что рост не превысит 5–6 %.
Часть ингредиентов для молочной продукции производители покупают за подорожавшие доллары и евро — стабилизаторы, ароматизаторы, загустители, солеплавители, объясняет Валентина Муричева, заместитель генерального директора ООО «Сибирский завод молочных продуктов». «Плюс удорожание энергоносителей. Плюс упаковка подорожала, например полипропиленовая лента — там есть составляющие импортного производства. И таких «плюсов» еще много — вот из них и складывается», — заключает она.
«Основной причиной подорожания молочных продуктов в 2014 году стал рост цены на сырое молоко, — говорит Татьяна Ткаченко, директор по связям с общественностью в СФО группы компаний Danone в России. — В среднем в этом году оно подорожало более чем на 30 % по сравнению с 2013-м, а доля его в себестоимости готового продукта — от 50 до 80 % в разных категориях, в питьевом молоке его доля максимальна».
Рост цен на сырое молоко г-жа Ткаченко объяснила последствиями снижения его производства в 2013 году, которое не удалось наверстать. Снижение производства, в свою очередь, было связано с сокращением поголовья, вызванным в первую очередь засухой и низким урожаем 2012 года, а также подорожанием кормов.
Ритейлеры не стали напрямую связывать замеченное ими снижение спроса на подорожавшие товары с выросшей ценой. «Падение спроса на перечисленные товары у нас есть, — соглашается Тимофей Герасько, коммерческий директор «Быстронома», — но я не могу сказать, связано ли это с их подорожанием или с тем, что с поставками этих товаров сложности. Мы просто не можем закупить столько, сколько нам нужно. С другой стороны, если бы этих товаров всем хватало — то они бы и не подорожали. Так что тут классический вопрос про курицу и яйцо». Представители гипермаркетов «Лента» и «Гигант» от любых комментариев на тему подорожания продуктов отказались.
«Лично мое мнение — ближайшее время стабилизации не предвидится, — предполагает Валентина Муричева. — Вот как станет нефть 120 долларов за баррель — стабилизация начнется. Всё в нашей экономике привязано к энергоносителям. Опять же, я считаю, что эффект от государственной дотации сельскому хозяйству будет минимум лет через пять при хороших капиталовложениях — нужно поднять фермы, поголовье, тогда бы нам и своего молока хватало. А пока не хватает — закупаем новозеландское, белорусское».
Никита Гиевский
Фото thinkstockphotos.com