Самое главное сейчас — попытаться сберечь нервную систему, что у меня, к сожалению, не получается. Хоть запрыгайся — не в силах простой человек на ситуацию повлиять. Надо по возможности снижать издержки, хотя если человек 11 тыс. пенсии получает, на чем экономить — я не представляю. Я не пророк, но подозреваю, что будет всплеск преступности. Денег нет — значит, будут добывать. Узнают, что у соседки под матрасом 100 тыс. лежит, и пойдут. Даже не какие-то криминальные люди, а вполне обычные, например, ребята, получившие боевой опыт».
Владимир Клисторин, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН: «Президент не пояснил, что он понимает под выходом из ситуации. Само собой ничего не происходит в этом мире. Полагаю, за эти 2 года возрастет безработица. Значительная часть людей будет пытаться самыми разными способами повысить доходы, поэтому ухудшится криминальная ситуация. Будет больше обманов и мошенничества. Это уже наблюдается с середины года. Внешний туризм, думаю, станет элитарным из-за снижения доходов и девальвации рубля.
Всем совет в кризис и не только: не паниковать, не суетиться и не киснуть. Пережидать кризис бессмысленно. Надо понять, что именно вы хотите, поставить четкие цели и пытаться их реализовать».
Андрей Бекарев, председатель совета директоров ООО «Саентифик Фьючер Менеджмент», председатель совета директоров биотехнопарка в Кольцово, миллиардер: «При том скачке валют, которые являются основным средством платежа за рубежом, очевидно, упадет спрос к отдыху за границей. Но это будет не проявление патриотизма, а ограничение, возникшее в силу понятных причин. Безусловно, это может подвигнуть к развитию внутреннюю туристическую отрасль. Сильно сомневаюсь, что ценность импорта возрастет. Помню, в начале 90-х, в дикое время, появилась у нас импортная колбаса, уж не помню откуда. Красивая упаковка, а на вкус — полная гадость, есть невозможно. Давились, но ели, потому что привозное. Сейчас народ знает, что большая часть тех же колбасных изделий, тех же кондитерских изделий у нас на порядок лучше и вкуснее, чем за границей. Дичания быть не должно.
Можно ожидать, что больше внимания будут уделять огородам. Да, больше людей будут сажать картошку, но ничего в этом плохого нет. Помню, лет 10 назад был в Швейцарии, глазам своим не поверил — у железной дороги располагались типичные русские дачи, так что это не наше уникальное изобретение.
Возможно, в кризис станет больше индивидуальных предпринимателей — оставшись без премий и с урезанными зарплатами, люди будут искать подработку или вообще менять специальность в пользу более прикладной. Не нужно поддаваться панике, слухам. Я вот сам не видел диких очередей в обменнике, народ больше говорил об этом. Переводить сбережения в какую-то валюту — как «Спортлото». Не понятно, выиграешь или проиграешь. Подумайте о вечном. Вспомните свои хобби: вяжите, вышивайте, это поможет успокоиться. Сохраняя спокойствие, проиграете гораздо меньше, чем в панике».
Сергей Куликов, доцент кафедры всеобщей истории ГФ НГУ: «Каждый кризис имеет свою физиономию. Они не повторяются ни по времени, ни по глубине, ни по поведению публики. Думаю, дикий ажиотаж уже схлынул. Все самые экзальтированные довольны, скупили все ненужное. Сейчас в приличных магазинах, по моим наблюдениям, спокойно. После Нового года ажиотаж будет на товары длительного пользования, более соответствующие потребностям, а не так, что поддался панике и купил последнее эппловское чудо.
Деньги, полагаю, у людей будут, но не настолько большие, чтобы тратить их за рубежом. Конечно, найдутся те, кто будет пижонить — выезжать и покупать за границей вина, сыр, то, что у нас тут под запретом.
Это любопытный психологический феномен. Большинство людей все-таки обойдутся без импорта, найдут отечественные аналоги. Кризис, по-моему, больше всего ударит по кафе и ресторанному бизнесу. Гостиницы и рестораны — первейшие жертвы экономического кризиса во всех странах. Мы, конечно, не умрем от голода, если они уйдут. Будут люди сами готовить. Насчет роста подсобного хозяйства не уверен — после советского времени культура дач у нас утрачена. Многие свои приусадебные хозяйства продали, а покупать новые не на что».
Наталия Кошелева, координатор коалиции киоскеров: «Давайте вспомним о росте цен на бензин, на удобрения, на химикаты — от проволочника, например. Если пересчитать, то дешевле будет на рынке в сезон купить два ведра картошки, чем самому выращивать. Думаю, альтернативой супермаркету в кризис будет не дача, а рынок. Сейчас все поставщики переходят в предоплату, идут сбои с поставками, поэтому рост цен на продукты неизбежен. Если раньше стейк из лосося стоил 400 руб., думали, дорого, но можем себе позволить. Сейчас — 900 руб. Это уже роскошь! Вспомним наше сало, картошку, соленья-варенья. Потерпим в очередной раз. Не думаю, что вырастет ценность импортных товаров, потому что очень мало людей сможет выезжать за границу.
Думаю, отпусками можно воспользоваться, чтобы посмотреть Россию-матушку. Побывать на Байкале или на Золотом кольце. Это тяжелый период, который нужно переждать. Женская интуиция подсказывает, что тяжело будет первые 3 месяца, потом привыкнем.
Думаю, сейчас можно пойти поучиться — образование всегда полезно, ну и хобби, конечно, — настроение людям поднимает то, что им нравится».
Анна Наумцева
Фото РИА Новости, Наталья Селиверстова