Многие твердят о лени русского народа, но никто не вспоминает о том, что наш рабочий день, независимо от погоды, продолжается с утра и до вечера, для примера в Испании люди работают только до 13 часов дня, после чего все закрывается, и жители уходят на «сиесту», дневной отдых, который продолжается до 4 часов вечера, ну а там и до конца рабочего дня не далеко… Этот перерыв объясняется невозможностью работать при якобы очень жаркой погоде, но этот дневной отдых не зависит от времени года! И это при том, что в настоящее время практически во всех помещениях стоят кондиционеры, которые регулируют температуру воздуха. Русские всегда трудились, и никто не жаловался на тяжелые условия работы, никто не уходил с поля на сиесту во время жары, поскольку тогда урожай не был бы собран. В России народ в самое напряжённое в работе время объединялся и старался воспринимать долгий и тяжелый труд не как трагедию, а как нечто необходимое, и в завершении определенного вида работ обязательно устраивал праздник. Сенокос – очень тяжёлое время на деревне, но русский народ принимал его как праздник, как венец всего трудового сезона. Сколько нужно внимания, трудолюбия, заинтересованного и добросовестного отношения, чтобы скосить бескрайние поля и превратить это действо в праздник! Вот что пишет современник о сенокосе в Вологодской губернии: «При благоприятных условиях, уборка сена считается одной из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя. Мужчины на покос одевали ситцевые рубахи, а женщины – ситцевые сарафаны; и то и другое из покупной ткани красного цвета. Для обеда объединялись по несколько семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружок». По окончанию сенокоса устраивали большой праздник». Исследователь русской деревни Щапов подчеркивает: «Находясь в деревнях в самый разгар жнитва, я во всех неустанных хлопотах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени серьёзную, вседушевную озабоченность полевыми работами. Рано утром, часа в 3-4, отец семьи, старик 70-80 лет, будит свою семейную рабочую артель. Начинается общая рабочая суматоха. Каждый член семьи занят своим делом и так до глубокого вечера. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое и недобросовестное отношение к труду. Вот что написал в 1852 году житель Пермской губернии Андрей Третьяков: «Похвальная черта в характере жителей – общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых работ. Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных напитков. Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар, то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимой порой не успел окончить молотьбу до талицы. На Руси даже детей с малолетства учили трудолюбию. В давние времена мальчиков начинали обучать простейшим сельским работам с 9 лет, а до этого времени дети играли в игры, имитирующие домашние и полевые работы взрослых. Девочек обучали рукоделию, сложной и кропотливой работе. Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде христианское представление о том, что труд благословлен Богом. В повседневности оно проявлялось в пожеланиях, которые адресовали работавшему: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!» Подойдя к сеющему в поле зерно, говорили: «Здорово! Зароди Бог на всякие души!» В ответ раздавалось: «Спасибо! Дай Бог!» Русские всегда были энергичными исследователями и путешественниками. Походом Ермака в конце 16 столетия началась великая эпопея исследования и покорения северной Азии. При царе Борисе Годунове на севере Сибири возникает крупный торговый пункт Мангазея, центр пушной торговли русских с сибирскими племенами. Непривычные погодно-климатические условия вынуждали переселенцев много трудиться и перенимать опыт жизни в Сибири у местного населения. Лев Николаевич Толстой, критикуя в 1870 году «Историю» С.М.Соловьева, написал следующее: «Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом речь в «Истории», невольно приходишь к вопросу:… Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил чёрных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Трудно найти другую такую страну, где бы в столь неблагоприятных исторических и природных условиях были созданы столь великое государство и столь великая культура. Вот что пишет И.Солоневич в «Народной монархии»:«…Ядро русской государственности к концу пятнадцатого столетия имело около двух миллионов населения и около 50 000 кв. километров территории. Оно было расположено в самом углу тогдашнего мира, было изолировано от всех культурных центров, но открытое всем нашествиям с севера (шведы), с запада (поляки), с востока и юга (татары и турки). Эти нашествия систематически, в среднем приблизительно раз в 50 лет, сжигали на своём пути всё, в том числе и столицу.Оно не имело никаких сырьевых ресурсов, кроме леса и мехов, даже и хлеба своего не хватало. Оно владело истоками рек, которые никуда не вели, не имело доступа ни к одному морю – если не считать Белого, и по всем геополитическим предпосылкам – не имело никаких шансов сохранить своё государственное бытие. В течение приблизительно 400 лет это «ядро» расширило свою территорию приблизительно в четыреста раз – от 50 000 до 20 000 000 кв. километров». Есть много примеров русского трудолюбия и упорства в работе, особенно в период невзгод.
Миф о том, что русские – самая пьющая нация на свете, пожалуй, самый устойчивый и так, якобы, повелось испокон веков. Однако история опровергает это, потому что в Древней Руси пьянства не было вовсе.
Пьянство всегда считалось пороком на Руси, а злоупотребление спиртным осуждалось и вышучивалось. Исследователь старины Прыжов в «Истории кабаков в России», доказывает, что у наших предков пьянства не было. «Питие не было пороком, разъедающим народный организм. Оно составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским граматником: «Руси есть веселие пити – не может без того быти». Но прошли века, и ту же поговорку дилетанты от науки стали приводить в пример русского пьянства. Одним из излюбленных напитков русского народа был квас, который считался очень полезным и использовался не только как питье. Уже в X столетии квас не просто пили, но и поддавали им пару в русской бане, а также обливались им для здоровья. Общеупотребимым квас стал после того, как епископ новгородский Нифонт дозволил монахам пить в праздничные дни и в пост квас и мед, так как он очень полезен для здоровья. Мало кто знает, что на Руси порой наблюдалось коллективное воздержание от употребления алкоголя. В конце 1850-х годов «завязала» Ковенская (территория нынешней Белоруссии) губерния, к ней присоединились Виленская, Гродненская, другие соседи. Некоторые зарекались не пить до определенного срока, скрепляя свой зарок грамотой. Другие давали клятвы перед иконой.В одной из российских губерний в конце XIX в. появился Союз чаепитников. Перед въездом в зону Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог бесплатно выпить чашку хорошего чая. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами на пьяниц в зонах трезвости налагался штраф и телесное наказание – до 25 ударов. Половина штрафа шла в мирскую казну, другая – в приходскую. В июле 1889 года крестьяне деревни Ново-Сиверской Царскосельского уезда обратились с ходатайством о закрытии питейных заведений на территории их деревни. Крестьяне сами осознали вред и все зло, наносимые их имущественному и нравственному благосостоянию питейными заведениями; и хотели запретить торговлю и употребление спиртных напитков в своей деревне. Так боролся с употреблением алкоголя сам народ.
Источник: