Мы для них холопы

article594.jpg
Курганская область, российская глубинка, наши дни. В тот день маршрутная «Газель» везла нас по селам. Выезжая из районного центра Варгаши, можно было увидеть новенькие коттеджи с высокими заборами. Эти дома резко контрастировали с одноэтажными деревянными домиками на окраине райцентра.

Кто-то пошутил, глядя в окно: «Бедняцкий поселок. Вот здесь и живет вся чиновничья районная беднота». В салоне было тесновато, пассажиры — люди среднего и пенсионного возраста — делились новостями, говорили о погоде, негодовали по поводу роста цен.

— Ладно, что хоть картошка нынче хорошая, — тяжело вздохнула пожилая женщина с сумками на коленях. — Да ведь к ней тоже что-то надо. Сахарок подпрыгнул, конфеты вдвое подорожали, колбаса за три сотни стала, да и ту кот жрать не станет.

Ей ответила женщина с ребенком лет шести:

— У вас, наверное, все же пенсия, а вот мы нынче в школу собирались, на одежду и обувку сколько ушло, а у нас еще дрова нужно было выкупить, и мужик на «северах» надорвался, сидит без работы.

Вдоль дороги, заасфальтированной еще в советские времена, мелькали остовы заброшенных животноводческих ферм, покосившиеся деревушки с десятком домиков, врастающих в землю, да обгоревшие во время прошлогоднего пожара мертвые березы и осины.

​Моей соседкой в автобусе оказалась пенсионерка из села Лихачи, работавшая когда-то в рабочем комитете совхоза имени В. И. Чапаева. Я поинтересовался, как живет нынче село.

— Как живем, сами увидите, когда проезжать по нему будем: совхоз с его стадами коров ликвидировали, поля забросили, фермы развалили да растащили, машинотракторный парк на металлолом пустили. Все. Школу, Совет, фельдшерский пункт — в одно здание согнали ради экономии, зато магазины появились на каждой улице, и все они торгуют водкой. Я вспоминаю, как при нашем клубе была самодеятельность. Женщины наши в вокальной группе славились своими песнями. Баян, гармонь... На поля выезжали, выступали на посевной, на уборочной. Даром, не за деньги, от широты души.

Пожилой мужчина, прислушивающийся к разговору, повернулся к нам:

— «Раньше»! Да всего-то два десятка лет назад. А теперь, как будто до революции семнадцатого года. У нас в Мостовском, как только отсеивались, сразу в Шумовом лесу проходил сабантуй. Со всех деревень люди съезжались. Ипподром, лошадки скачут, карусель для мальцов, им же леденцы на палочках, пиво на розлив, концерт с самыми лучшими певцами да плясунами — праздник был, душа пела! Сегодня в этом Шумовом лесу одни слезы, потому что там людей хоронят.

Женщина из села Яблочное негромко проговорила, стараясь не разбудить задремавшего рядом с ней ребенка:

— А как хоронят-то? Если у нас умирал кто-то, мы провожали его на кладбище всей деревней. Сейчас посмотришь — везут гроб на машине от Совета, а следом никого. Разве что кто-то из родных, если они есть.

— Озлобились люди. Свои-то не роднятся, а про чужих и говорить нечего. Раньше в гости приглашали, накрывали в доме стол. А сейчас в окно увидят и кричат: «Зачем пришел!»

Тут разговор, как водится, зашел о власти:

— А я думаю, что это власть так и задумывала, чтобы вражду между людьми посеять. Да не только между своими. Вы посмотрите на телевидении, сколько стран вокруг стали врагами, не говоря уж про Украину. Показывают нам убийства каждый день — бандиты стреляют, «менты» стреляют, кровь рекой. Показали бы лучше, как мужики по селам выживают, чтобы свои семьи прокормить. Не воруют, не убивают, не спиваются, а концы с концами сводить все трудней. Того же работягу на заводе за пятнадцать «штук» в месяц. Из них он десятку отдаст за жилье. Нет, лучше нам смотреть на стрелялки, догонялки. После теленовостей вообще жить уже не хочется.

— Ну, и зачем это нашей власти?

— Разделяй и властвуй. По ящику показать, что, мол, жизнь человеческая ничего не стоит. Ткнуть нас еще раз носиком в наше корыто — если у тебя нет миллионов, то ты никто и звать тебя никак. Для них власть и деньги — это одно и то же. У них банки, дворцы и замки за высокими заборами, у нас избушки на клюшках, да огородишко с картошкою.

— Я вот из поселка Березово, Белозерский у нас район. Помню, ведь совсем еще недавно у нас люди и замки на двери не вешали. Так, болточку накинут, и все. Сегодня попробуй оставь дом открытым — последний гвоздь унесут да пропьют.

— А у нас в Мостовском появился богатенький. Где-то на Севере у него своя скважина, а в селе он отдыхает, как на даче. Дом отгрохал шикарный. Дворец! А рядом — халупы, пальцем ткни, и развалятся. Опять же бывшие продавцы самопальной водки да разведенного спирта нынче разъезжают на иномарках. Местный ворюга, который девять заправочных станций ограбил, а на десятой попался, но, наверное, откупился, сегодня имеет пяток магазинов, особняк у него покруче, чем у прокурора. Другой обескровил деревни, загнал в долги, а потом подмял под себя бывшие колхозы, взял в аренду лучшие боры, у него свой банк, куча магазинов, он сегодня зовет сам себя барином. А мы кто? Мы — холопы.

— Говорят, что во всем коррупция виновата. Вот бы посмотреть на нее, что это за тварь такая?

— Да какая коррупция, мать? — сказал свое слово молодой парень, явно не сельский житель. — Где вы ее видели, где сталкивались? Нет ее по селам, деревням да поселкам. Да и в городах, если у тебя нет лишнего миллиона, вы с ней не познакомитесь.

— Ну, вот посудите: у нас люди работали вместе много лет в том же МТМ (машинно-транспортные мастерские — прим. авт.), в СМУ (строительно-монтажное управление — примю авт.) или на маслозаводе. Интересы у всех были общие. Сегодня каждый выживает в одиночку.

— Да уже в школе по ребятишкам видать, как семья живет.

— Времечко пошло лихое. И собаку на ночь приходится отпускать с цепи. Участковый-то один на три деревни.


— А железо? Те, которые принимали у наших алкашей за копейки цветной металл, нынче квартиры в городе себе купили, а по деревням у них и сейчас свои приемные пункты.

— Был такой анекдот, — вступил в разговор водитель «Газели». — На Кавказе двое говорят: «Слушай, Вано, у тебя машина есть, у меня новенькая. У Гоги нет машины. Давай поможем ему купить машину». Двое русских говорят: «Слушай, Иван, ты трояк отбыл, я пятерочку лет отмотал. Колька, наш сосед, ни дня не сидел. Давай его посадим».

Посмеялись, но женщина из деревни Урал, поджав губы, возразила:

— Неправда это, что мы, русские, хуже всех. Я помню, как мы соседям помогали. Если «супрятка», или как еще называли «помочь», шли все, у кого руки из нужного места росли. Кому дом помочь построить, кому баньку.

— У меня бабушка, покойница, такую бражку варила, никакого вина не захочешь. Позовет всю улицу, скамейки наставят, столы накроют. На столах свои булочки, варенье, соленое-копченое, чего только нет. На почетном месте — свой гармонист. Посидят, споют свои песни, напляшутся, а потом договариваются, к кому на следующий раз пойти отгуливать. Заметьте, допьяна никто не напивался.

— Раньше, раньше... Просто раньше мы все были молодыми. Солнце ярче светило. Товары были дешевле. Не вернется то времечко, вспоминай не вспоминай.

«Газель» подъехала к деревне, возле которой стояла стела с надписью «Здесь было село Обменово». Справа от дороги высились жилые строения, загоны для скота, вдали паслись овцы и лошади.

— Есть же настоящие мужики, — сказал водитель — Вот этот фермер — Володя, сам он из Верхней Суерки, нашенский. Говорят, после Афгана таксовал в городе, не понравилось, сейчас здесь вот, деревню заново поднимает. Своим работникам дома уже построил. Жену, бывшую городскую, научил и коров доить, и верхом на лошади ездить. Сейчас у него уже внуки, говорят, с детства к деревенской жизни приучаются.

— Ага, а наш новый губернатор китайцев уже пригласил на наши земли. Зачем властям такие русские фермера?

— Хватит вам о политике, — сказала одна из женщин и попросила водителя включить магнитофон, послушать музыку. Тот включил. Салон заполнили попсовые мелодии.

— Ой, выключи свою шарманку. Сразу голова заболела. У тебя что, ничего нашего русского нет, что ли? Ей-богу, как хорошо бы просто баян или гитару послушать. Куда что делось?

В селе Мостовском Варгашинского района Курганской области в начале 90-х проживало около четырех с половиной тысяч жителей. Сегодня — около полутора тысяч. Было тридцать две организации, в которых люди могли работать и кормить свои семьи. Это СМУ, МТМ, ПМК (передвижная механизированная колонна — прим. авт.), автохозяйство, элеватор, два лесопункта, большой хлебозавод, маслозавод, большая больница с полным штатом врачей, стационаром, родильным домом, хирургией, две школы, Дом творчества для детей, детский сад на шесть групп, гостиница, общественная баня, столовая, комбинат бытового обслуживания, стационар для пожилых людей и инвалидов, колхоз, аптека, лесничество, банк, училище механизации. Это не считая обычных мелких служб, в виде почты, службы связи, электриков, своего радиоузла.

Сегодня ничего этого нет. Чудом сохранился детский сад на три группы, школа да крошечный филиал центральной районной больницы.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 480 просмотров
Комментарии (24)
0 # 12 октября 2015 в 18:21 0
. — На Кавказе двое говорят: «Слушай, Вано, у тебя машина есть, у меня новенькая. У Гоги нет машины. Давай поможем ему купить машину». Двое русских говорят: «Слушай, Иван, ты трояк отбыл, я пятерочку лет отмотал. Колька, наш сосед, ни дня не сидел. Давай его посадим».

Горькая правда.
А сейчас вдвойне.
sibroy # 13 октября 2015 в 06:51 +2
А байка врёт,не про русских это...случись какая то беда обратись к любому соседу за помощь,поможет...и ту же "помощь" собрать вполне можно,помогут поставить сруб дома и посидим потом погуляем...и я помогал и мне помогали...и среди уголовников много хороших людей,тот же Митрич, и не раз слышал как матёрые рецидивисты,поучали молодёжь"не спеши на зону..."
0 # 13 октября 2015 в 08:41 +1
Я родилась и росла до 18 лет на Кавказе.Потом пол жизни моталась по весям Родины по долгу службы. Повидала разного народа. Внутренние отношения людей различных национальностей между собой.
На северном Кавказе живут разные народности и отношения друг к другу у них отличаются
Например кабардинцы. Даже в самом отдаленном селе у всех аккуратные приличные дома.Села чистые.С утра начинают мести дворы.Раньше дворы не были асфальтированы или бетонированы, так женщины утрамбовывали и потом выметали двор так,что не поймешь, что за покрытие.
В советские времена все и вся тащили с колхозов и совхозов.Гребли не только под себя, но и помогали всем ближним и дальним родственникам. Кавказские республики всегда были на дотации у государства. Им было значительно проще жить и воровать, но разговор сейчас не об этом.
Воровали и давали воровать всем. У нас же если кто украл, то тут же заложат.Размеры воровства резко отличались.Если наш украл гайку, то там-машину.
Там никто, никого, никогда не закладывал у нас же, обязательно.

Дальше.Один начинает делом заниматья и другие смотрят и тоже тянутся. Так они начали заниматься помидорами, яблоками.Всю страну снабдили.В каждом дворе теплица и сад.
Никто никого не поджог. Наоборот.
Мадина едет пробивает место на базаре в России и вся деревня подтянется.

На личном примере.
Стали мы голь-перекатная зеленым луком заниматься, завистники,взяли и подпалили дом, когда мы спали, в 2 часа ночи.
Мы перед этим деньги в банке взяли ,закупили лук-репку
0 # 13 октября 2015 в 08:59 +1
А нас просто взяли и спалили.
Ток кто спалил имеет все.Рука устанет перечислять.
Зависть.Там есть все, кроме мозгов и человеческого отношения.Там за копейку удавит.
15 лет живем на этом месте.Со всеми соседями здороваемся.Если мы поздоровались ответят, если мы не поздоровались, в жизни не скажут первые здрасти.

После пожара люди собрали вещи, посуду.Даже тот кто поджог предложил у него пожить.(мы тогда не знали что это он)Покрасоваться.
А что сейчас творится в деревнях.
Может быть с Сибирских деревнях остались люди, а тут одно быдло.
Когда рухнул союз нерушимый и русские поехали на Родину, как их приняли.
Все ехали и боялись.Потому что знали, что по доброму не примут.Многие кто переехал, трудолюбивы.Начали строиться.Сколько было поджогов.
За что?.
Да потому что возвращались потомки тех кто умел трудиться.А на местах большей частью оставались те кто отбирал в революцию.Отбирала голь.
Я никого не хочу обидеть, но таких много.Не все, но хватает.
В малом помогу, но если ты приподнимаешься, тут тебя по шапке так нахлобучат, мало не покажется.
Вот и сейчас с завистью спрашивают:-Вы отстроились.У вас машина.О, опять новенькое купили.
Никто не спросил.-А когда вы отдыхаете? А как ваше здоровье?

Много что можно писать.
Напишу главное.
Для меня русские - это те кто имеет совесть.К своим по роду относятся бережно с пониманием.Готовы помочь всегда.
Так много развелось русских, что поди пойми, где они русские.
У меня соседка татарка, муж мордвин, а дети записаны-русские.
0 # 13 октября 2015 в 09:05 +1
Написала я горькую правду.
Сейчас стараются поднять самооценку нашего народа.Я тоже этого хочу.Может быть больше всех.
Но, прежде чем рядиться в новые одежды, надо хотя бы пятки помыть.
Желательно научиться здороваться и знать своего соседа.
sibroy # 13 октября 2015 в 10:20 +1
Здороваются все с мала до велика...раньше если матери пожалуется кто,что твой пацан,не здоровается,получишь взбучки...и даже конченные пьяницы имеют бани и по субботам их топят...
0 # 13 октября 2015 в 10:26 +1
В станице Старопавловской все здороваются от мала до велика.
Я когда первый раз к дочери приехала, пошла в магазин,а со мной все здороваются.Пришла домой и разревелась.
Вот и решили, что пора возвращаться.Пусть не в Кабарду, рядом, но туда где люди живут.
Больше 20 лет в Саратовской области, но так и не прижилась здесь. Не знаю как местный народ назвать.
Много повидала разного народа, но такого как тут нигде не встречала.
Alekseevna # 13 октября 2015 в 09:32 +1
Правду Маруся пишешь. Правду горькую,а когда правда была сладкой?
У одного сопрут, а другому продадут за бутылку самогона. И покупают, и даже знают чье это. Сколько мне ворованного приносили, до меня хозяева покупали. Ночью приносят с фермы сопрут и тащат. Я отказывалась, так они мне говорят :"Ведь, те покупали." Еле отбилась. Сказала : "Покупать не буду,не носите. Приходите днем" Прекратили. А еще "валюта" в деревне бутылка самогонки. Всегда рассчитывалась деньгами ,но с местными старалась не связываться,если надо было что-то сделать по хозяйству"
На одном из сайтов о Сталине писали одни за, другие против. Но мне больше понравилось такое высказывание:" А кто написал четыре миллиона доносов."
Лесков хорошо пишет о загадочной .....)))

Но мир не без добрых людей, иначе бы мир не существовал.
sibroy # 13 октября 2015 в 10:27 0
Да не правда это,я всю жизнь живу в деревне,общаюсь и с пьянчугами и с богатыми...огромная масса порядочных людей...и валюта уже не та,сегодня нанял двух местных пацанов скидать в углярку уголь семь тонн,оплата только деньгами,цену назначают они... я сам сверху им накинул 2 литра медовухи...Шакалят как правило приезжие, в основном бомжи из города..свои стараются жить друг с другом по соседски,бывают и скандалы...
0 # 13 октября 2015 в 10:37 +1
Валюта и правда поменялась.У нас шакалят местные.
Кто именно?
Есть общежитие, там живёт много пьяни.Много поумирало или сидит, но еще есть.У соседки на днях, у неё на глазах, утречком, ворота с петель снимают и тащат.Она за ними, кричит им.Они тащат.Ворота с хоздвора.
Она быстрей.Тогда они бросили и не то чтоб убегать, просто быстрым шагом.А не выйди она кур кормить?...
До этого у нас колеса с зимней резиной украли.Сын услышал.Выбежали за ними.Темно уже было.Я милицию вызвала.Говорю -Знаю кто.Мы туда.Они сидят за столом и хвалятся дружкам.Я одного за химо.Ногой про меж ног.
Как заору:-Поубиваю гады.
Этот обоссался.
Тетя Маша, я больше не буду.
На суде мне говорит;- Спасибо,что посадили. Я хоть наелся тут.
Они работали у меня.Платила, кормила.Весь металлолом отдала.
Быдло не исправишь.
sibroy # 13 октября 2015 в 10:42 +1
Странные какие то местные,в общаге живут...здесь даже самый конченый алкаш живёт в своей хибарке, обязательно банька стоит и садит картошки хоть немного...всю зиму пьют,весна настала глядишь в огороде копаются...
Alekseevna # 13 октября 2015 в 11:54 +2
Согласна огромная масса порядочных людей,но и остальных не мало. Они же есть. Куда от них не денешься? Возможно сейчас деньгами берут. Это было 15 лет назад. Сейчас деньги.
Мне знакомая рассказывала,попросила у врача назначить процедуру. Договорились. Приходит ,говорит будет тебе процедуры и карман оттопыривает для денег ,не для шоколадки ,как было раньше.
Жила в деревне в Псковской области зиму,да и лето пьют.Как денег нет, и полезли по чужим дворам. Не туда, где есть хозяин,а к слабым- одиноким,пожилым людям. На нашей улице пожилая пара жила,завели кур,кроликов,так постоянно залезали. Сын с города приехал железные решетки на сараи поставил не помогло,пришлось огромную собаку завести.
А уж про дачников,которые приезжают на лето,а зимой уезжают,и говорить не приходится. Как только они уехали,пошел шмон их домов. У моей знакомой ничего не нашли,так стол и матрас утащили.
Мои родственники поехали в деревню к родственникам на машине,так за ночь несколько раз сигнализация срабатывала. Местные пытались снять колеса и это в северной деревне.
Не подумай, что мне нравится говорить о негативе,действительность такова - в ней есть все и плюсы и минусы.
sibroy # 13 октября 2015 в 10:33 +1
Чем они занимались на кавказе я не знаю, но у нас их шабашки строили всё похабно..."экономили" на цементе,потом эти постройки быстро разваливались...и людей резали...на моей только памяти,один такой джигит,зарезал 5 человек...Когда они успевали у себя строиться и снабжать страну фруктами и овощами...
0 # 13 октября 2015 в 10:42 +2
Когда они уезжают со своей родины, то начинают вести себя как последние скоты.Если живут дома, то тут все чин-чинарем.
Тут ты прав.Воровать привыкли.Конечно и там воровали.На этом же и поднялись. Я же об этом писала.На родине все свои.Там все чужие.
На счет резать.Вероятно отморозок. они смелые, когда десять на одного.
Тут тоже граница четкая.Почему казаки стояли, да все потому что правильно понимали.Об этом я писать не буду.
Всё так и осталось.

Я же хотела сказать
Друг за друга они горой, что нельзя сказать за наших.

Попробуй у цыган что то выведать. Фик.
Вот и хочу сказать, что все сплоченны, одни мы,
seva # 13 октября 2015 в 14:55 0
.
Alekseevna # 13 октября 2015 в 12:00 +2
Это верно,когда землетрясение было в одной из республик, потом установили, что цемент не докладывали и дома как карточные домики разваливались.
seva # 12 октября 2015 в 21:49 +1
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой...
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале — то скорей.
Идут — перекоряются!
Кричат — не образумятся!
А времечко не ждет.
За спором не заметили.
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли — куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»
sibroy # 13 октября 2015 в 06:53 +1
Когда учил это стихи в школе,разве мог подумать что таким вопросом сам задаваться буду?
seva # 13 октября 2015 в 15:03 +2
Без нац. вопроса никак. Вообще Россия-СССР-Россия странная империя изначально... Классическая империя, это когда метрополия развивается за счет ресурсов колоний... У нас наоборот нац. окраины отстраивались и благоустраивались за счет метрополии... Как вам выражение:-Безчисленные орды русских врывались в кишлаки и аулы,оставляя после себя школы,больницы,библиотеки,университеты..?
Теперь разбежались и где она благодарность. Как не крути, глухую ненависть вижу, а дружелюбия и раньше не видел.

А мы тут ,в центре,как жили ,не то что без асфальтированных двориков у хибар своих,а даже асф. без дорог между нас. пунктами, так и подыхаем успешно...
0 # 13 октября 2015 в 16:16 +1
Туркменский народ жил ровно-бедно по нашему тамошнему представлению.
Никто не пытался чего то добиться.Жили себе и жили.
Их политика на сегодня просто превосходна.
Я раньше думала, что они на хлопке деньги делают.Конечно и это со счетов не сбросишь, но очень большая статья дохода-мед.
Их мед прежде всего закупает Япония и др.очень развитые страны.
Товары, которые я видела в Туркмении, потом даже в хваленой Германии не встречала.
Они пошли по правильному пути.
Я все время не дохожу до главного.
Эти народы имеют общинный строй.Голос старшего-закон. Кажется что сейчас не так.Все осталось, как и было.Ничего не изменилось.
У нас рэволюционэры и прочие постарались разрушить устои.Уничтожили общинно-родовые основы.
Вот от сюда все наши беды.
Поэтому я и говорю о государстве-Русь в государстве-Россия.
Как только сформируем голову-Русь и тело-Россия поставим на место.
seva # 13 октября 2015 в 20:13 0
Село Вятское Некрасовского района Ярославской области в ближайшее время будет включено в Ассоциацию самых красивых деревень России. Населенный пункт станет первым членом данной Ассоциации, которая появилась в РФ в 2014 году и предполагает определенные инструменты туристического развития для своих участников.

Как рассказал журналистам президент ассоциации Александр Мерзлов, бренд «Самые красивые деревни» объединит сельские населенные пункты, обладающие исключительным культурным и природным наследием. При этом, чтобы войти в список лучших населенному пункту необходимо соответствовать строгим критериям: эстетическим, архитектурным, историко-культурным. Также необходимо чтобы поселение было жилым и именно сельским.

Что касается села Вятское, то на его территории работает 10 музеев, в них заняты около 100 местных жителей, здесь расположено более 100 каменных домов и две церкви XVIII века. Село находится на реке Ухтанка в 38 километрах к северо-востоку от Ярославля.
0 # 14 октября 2015 в 10:50 0
Столицей Руси предлагаешь?
seva # 14 октября 2015 в 12:07 0
Особо охраняемой зоной предлагаю...от тех,кто "понаехали тут"
0 # 14 октября 2015 в 12:37 +1
Принимай мой голос.