Крестьянская семья в годы НЭПа

История крестьянства Рейтинг: +1 Голосов: 1 2768 просмотров  

Крестьянская семья 1920-х годов во многом отобразила в себе те процессы, которые шли в нашем государстве в годы нэпа. С другой стороны, нельзя отрывать этот период от предшествующего времени, так как в 1920-е годы многие процессы, происходившие в крестьянской семье, были лишь завершением начатого в конце XIX – начале ХХ веков. Сложное переплетение старого уклада и новых традиций – вот самая характерная черта крестьянской семьи 1920-х годов.

Крестьянская семья в России всегда была одним из главных хранителей традиционного уклада жизни в деревне, социально-хозяйственной ячейкой, являясь одним из главных гарантов как воспроизводства населения, так и устойчивости функционирования села в целом. Свой высокий потенциал и устойчивость крестьянская семья продемонстрировала и в годы войн и революций в России первой четверти ХХ века. Во многом именно благодаря ей страна смогла достаточно быстро выйти из демографического кризиса: уже к 1926 году численность населения страны достигла довоенного уровня, причём 82% её населения (120,7 млн. человек) проживало в деревне. Кроме того, семья по-прежнему являлась важнейшей хозяйственной единицей в стране, поэтому успех новой экономической политики в деревне и выход к концу 1920-х годов на показатели 1913 года также во многом связан именно с ней. 

На уровне мироощущения крестьянская семья также сохранила многие присущие ей ранее черты. По-прежнему семья у крестьян считалась большой ценностью, жизнь без семьи ими не мыслилась. Отсюда и все ещё достаточно раннее вступление в брак, и небольшое, особенно по сравнению с городом, число разводов, и стремление после смерти супруга вступить в повторный брак. Причём, наряду с общественными установками, большую роль продолжали играть и хозяйственные причины: по мнению большинства крестьян, выбиться хотя бы в середняки без семьи было невозможно. Сельское общественное мнение, несмотря на все нововведения советской власти, продолжало относиться к семье во многом с позиций прошлого. Здесь и неодобрение холостых мужчин и девиц, и порицание разводов, и предпочтение церковному браку, а не светскому, и уважение к семье с большим числом детей.

Однако, несомненно, что с семьей в новых общественно-политических условиях должны были произойти и произошли серьёзные изменения. Сначала они нашли своё отражение в семейно-брачном законодательстве: по Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1922 года все члены семьи стали обладать равными имущественными правами. Это стало настоящей сенсацией и повлекло за собой огромные изменения отношений внутри семьи и, прежде всего, положения в ней женщины. Если раньше эмансипация женщин чаще всего оставалась на уровне разговоров, а женщины по-прежнему оставались в подчинённом по отношению к мужчинам положении, то теперь ситуация кардинально изменилась. Женщина юридически стала равной мужчине. Крестьяне-мужчины относились к этому сдержанно. В их письмах по этому поводу можно заметить следующую интересную тенденцию: если брать женщин в целом, то они выступали за их равноправие, видя в этом чуть ли не залог построения социализма. Но это равноправие не должно было распространяться на его собственную жену, так как при этом нарушались его собственные права.

В целом говорить о полной эмансипации женщин в этот период не приходится: по-прежнему очень часто равноправие оставалось лишь на бумаге, да и быт крестьянской семьи оставался настолько тяжёлым, что изменения своего положения женщина часто и не замечала. Но стоит отметить то, что женщина и в семье, и в обществе стала чувствовать себя намного увереннее, она почувствовала свою силу и значимость и то, что она перестала быть просто поварихой и детородной машиной.

Изменившиеся отношения между мужем и женой оказали влияние и на детей. Во-первых, уменьшилось их количество в семье: практически исчезли семьи с пятью и более детьми. Этому было много причин: и уменьшение младенческой смерти (до 1 года), и ставшая более качественной медицинская помощь, и появление и развитие в деревне абортов, и постепенное увеличение возраста вступления в первый брак. Но главным было то, что, во-первых, на смену большой патриархальной семье приходит малая семья, где большое количество детей означает уже скорее увеличение не благосостояния, а числа лишних едоков и возрастание трудностей. Во-вторых, дало о себе знать изменившееся положение женщины, которая все больше стала задумываться о карьерных успехах и о своем здоровье, поэтому уже часто умышленно шла и на предохранение от беременности, и на её искусственное прерывание.

Одно из важнейших изменений внутри крестьянской семьи касалось взаимоотношений между поколениями. Хотя авторитет старших в семье был по-прежнему высок, но молодёжь пример родителей уже во многом не устраивал. Конфликт «отцов и детей», в принципе, всегда неизбежен, но сейчас и внешняя обстановка для него была очень благоприятной. Молодое поколение наиболее восприимчиво к переменам, именно в них оно увидело возможность изменить своё бытие, пример родителей его уже не устраивал. Чаще всего, молодёжь яснее представляла для себя не то, что она хочет, а скорее то, с чем она больше не могла мириться. Новая власть, новое законодательство предоставило детям в семье достаточно прав, поэтому конфликт между поколениями был неизбежным и достаточно острым.

Если делать общий вывод, то можно сказать, что крестьянская семья в 1920-е годы окончательно превратилась из большой в малую, по-прежнему продолжая играть функцию важной хозяйственной единицы как деревни, так и страны в целом. Главой семьи все также оставался мужчина, но налицо рост влияния в ней женщины и детей, что сопровождалось достаточно конфликтными ситуациями. 


Комментарии (1)
seva #
23 мая 2013 в 14:26 Рейтинг: 0
"Крестьянская семья в России всегда была одним из главных хранителей традиционного уклада жизни в деревне, социально-хозяйственной ячейкой, являясь одним из главных гарантов как воспроизводства населения, так и устойчивости функционирования села в целом" - я бы считал и всего государства... имхо для России уничтожить село = убить её саму...

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 156916
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 67391
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 54807
RSS-лента