Майские вопросы

Просмотров: 3849
+1
Голосов: 1
Майские вопросы! Почему майские? Потому что заставляют пчеловодов маяться в поисках ответов и правильных решений. А еще потому что возникают каждый пчеловодный май. Итак, вопросы, которые поступили по "Горячей линии" за последнюю неделю:
1) Здравствуйте! При последнем осмотре пчелосемьи обнаружил запечатанные маточники. Что можно сделать?
2) Горбатый расплод в семье. Что делать?

Вопросы эти стары как мир. Советов и рекомендаций разнообразных, порой противоречивых, масса на просторах инета. Постараюсь дать свой ответ, основанный на лично разработанной методике пчеловождения. Но чуть позже (сейчас пчелы ждут). Буду рада Вашим вариантам ответа. Какие противороевые приемы применяются на ваших пасеках? Насколько они эффективны?
Комментарии (17)
seva #
21 мая 2014 в 23:42 Рейтинг: +1
Попробую ответить... Ну, вопросы помоложе, чем мир, ибо рамочному пчеловодству в этом году исполнилось только 200 лет...
Первый вопрос:( однозначно не ответишь) Прежде всего нужно внимательно осмотреть рамки, на предмет наличия однодневного засева, может быть рой уже ушел. Иногда в сильной семье,неопытному пчеловоду,это трудно определить.
Посмотреть по количеству маточников, если их 2-3 - вполне возможно это тихая смена и делать ничего не нужно, а сидеть и тихо радоваться...
Если маточников много можно тупо дожидаться выхода роя и присадить его на привой с помощью препарата"апирой", затем использовать по усмотрению...

Можно разделить семью "на пол-лёта". Или с "налетом на матку или маточник". Я делю по вертикали с налетом на маточник. Самое трудное разыскать матку.
Вариантов много, вплоть до варварских... в патовой ситуации подрезал маткам крыло на 1/3 рой выходит и возвращается домой, матка теряется, в течение недели убираем свищевые маточники, оставив один роевой... и еще многое...
Вопрос 2. Поставить рамку с засевом на контроль.
MaryNika #
22 мая 2014 в 14:14 Рейтинг: 0
Исчерпывающий ответ, готовая инструкция к использованию. Но давайте пойдем дальше...
А что скажете про искусственное роение? Зачем тупо дожидаться роя? А что думаете о делении семьи без поиска матки? А если применить в комплексе данные методы в одной семье?
По второму вопросу уточнение: при выезде и осмотре поставлен диагноз - трутовка. (Мнения разделились, Роман утверждал, что матка трутовка сеет,я поспорила, что пчелы трутовки)
Действия кардинальные в обоих случаях - посоветовали Расформирование или как вариант попытаться исправить...так...в порядке приобретения опыта. (Не смотря на убедительные доводы в некоторых источниках исправлять подобные ситуации путем подсадки новой матки и тп, лично придерживаюсь иного мнения, хотя никому не навязываю).
seva #
22 мая 2014 в 15:42 Рейтинг: 0
По второму вопросу тоже считаю, что лучше эту семью расформировать... есть такой способ еще( врать не буду,сам не делал)... всю пчелу стряхивают с рамок метров за 50 от пасеки, летная пчела вернется домой, а трутовка останется кучкой на траве,т.к якобы они летать не могут из за раздутого брюшка... в эту семью дают маточник, матку или однодневный засев( кто,что имеет)...( Роман таки неправ, сеют пчелы... это крик отчаяния погибающей семьи)
Искусственное роение применял как-то сам ( опять поиск матки)
Есть хитрое приспособление, для поиска матки, как-то давал фото на Пасека-онлайн, найду выложу... если оно действительно работает,то жизнь облегчится...
Без поиска матки тоже можно делить например так, но это скорее для формирования отводков
Лучше всего,конечно,практиковать ранний вывод и замену зимовалых маток, это снимет очень многие проблемы...
Полезно освоить операцию мечения маток, что тоже облегчает жизнь...
Ну а мы уж, по- стариковски, мажем привой апироем , работает практически без промаха... Рои используем в зависимости от срока выхода или сажаеем в отдельную посуду или возвращаем "на старика", делая улей-медовик...

Вообще,что бы мы не делали, главный фактор успеха наших действий - наличие взятка и, если его нет,нужно это устроить...
val45 #
23 мая 2014 в 10:18 Рейтинг: 0
Если можно по подробнее как сажать на "старика" в многокорпусном улье,можно садить сразу или всё таки пока ставить отдельно? как поступить с матками?
seva #
23 мая 2014 в 15:06 Рейтинг: 0
Не стану утверждать, что делаю правильно... Но давайте по порядку, Прежде всего нужно учиться считать до 21, как в популярной карточной игре laugh
Именно 21 день идет развитие пчелы... поэтому с роями поступаю так: - ранние рои, примерно до 10 июня сажаю в отдельную посуду, при этом, обязательно, в гнездо ставлю 2-3 рамки разновозрастного расплода из родной семьи. Зачем? Во первых расплод привязывает рой накрепко и даже если жилище ему не по нраву они детей не бросят. Во -вторых, с первых же часов в рое начинается уменьшение численности пчелиного народа, а пополнение наступит не раньше чем через 21 день или чуть больше, поэтому чтобы выровнять кривую падения численности и нужно ставить расплод
Главный взяток у нас начинается в первых числах июля, как раз к этому времени в рое массово начнет выходить свежий расплод, который будет работать на медосборе...
Поздние рои не успеют нарастить пчелу к медосбору и не дадут товарного меда... Поэтому их сажаю "на старика" предварительно подготовив гнездо следующим образом:- из оставшегося расплода( разновозрастного, печатный оставляем)делаю отводок или распределяю расплод по другим семьям, освободившееся пространство заполняю вощиной,через рамку, убираю все маточники и сажаю рой на место, он усиливается летной пчелой и очень активно работает на медосборе... Семья- медовик.
На много корпусных я никогда не работал, но,думаю, особой разницы нет.
MaryNika #
23 мая 2014 в 15:11 Рейтинг: 0
Сергей Валентинович, пошто матку искать при искусственном роении? О разных методах говорим? Я у Шимановского встречала, он предлагает без поиска матки.
По ссылке сходила, делаем на своих пасеках отводки без поиска матки несколько проще. Стряхиваем пчелу с рамок в новый улей, укомплектованный сушью и вощиной и уносим на новое место, это так называемый искусственный рой, в нем матка и молодая пчела остается, а летная возвращается на старое место, где остается весь расплод. В свою очередь они выводят себе новую матку. Эти мероприятия можно провести и с роевой семьей в том числе, в этом случае семья на крыло не встанет. Но лучше все же не дожидаться роевого состояния и снижения яйценоскости матки. Возможно данный метод "работает" не везде, но проверено на пяти точках, расположенных в разных условиях. Ну как то так.
seva #
23 мая 2014 в 16:08 Рейтинг: 0
Я как-то не очень отношусь к свищевым маткам, а метод я имел ввиду действительно другой.(Г.Ф. Таранов)
Отыскивается матка, помещается в клеточку, перед ульем на расстоянии 20 см устанавливается наклонная доска, под нее прикрепляется клеточка с маткой, затем стряхивается вся пчела из улья... летная уходит домой, а оставшаяся у клеточки и будет роевая...
Ваш метод в общем-то "драконовский" и делать его можно никак не позже, чем за 50 дней до ГВ или непосредственно в начале его... иначе,по любому, одна из частей в сборе товарного меда участвовать не будет...
Роевая семья на крыло не встанет, но меду,имхо, тоже не даст
MaryNika #
24 мая 2014 в 01:05 Рейтинг: 0
Драконовские методы — «мацать» матку пальцами, пачкать ее в краске, калечить каким либо другим способом вплоть до отрывания конечностей и крыльев. А чем искусственно выведенная матка в матковыводных хозяйствах лучше свищевой? Мы лет 8 выводили маток через грифужерство, последние 10 лет с успехом пользуемся свищевыми. И как показал опыт, качество таких маток не только не хуже, но и даже лучше и присылаемых и выведенных на пасеке в семьях воспитательницах. Года два назад познакомилась с трудами проф. Кашковского (Кемеровская система). Он лишь подтвердил наш опыт.
Так что метод не драконовский, а Тархановский a4
Что касается сроков... Действительно, занимаемся матковывыводным делом в мае, в настоящий момент. Следует отметить особенности медосбора в наших условиях. Медосбор растянут во времени на весь пчеловодный сезон. Не бывает бурных кратковременных взятков, но и абсолютного отсутствия его тоже нет. Поддерживающий присутствует всегда.
При своевременных мероприятиях роевой пчелы на пасеке нет.
Но даже если какой то процент семей заложил маточники, то этот метод позволяет удержать пчелу на пасеке и включить в работу без естественных роев. Если искусственный рой во время подсилить печатным расплодом, то он внесет немалый вклад в валовый выход меда.
Что касается Таранова и Аветисяна, Классики с большой буквы, но не думаю что понимать даже их стоит буквально и дословно выполнять их рекомендации. В любом методе есть свои плюсы и минусы.
seva #
24 мая 2014 в 02:17 Рейтинг: 0
Соглашусь во всем... но у нас разные весовые категории... у вас практически промышленные пасеки, размах... поэтому все верно... я же любитель и пасека любительская, поэтому другой подход...работаю на роевых матках, но больше на тихой смене...мои приемы обеспечивают до 70% смены маток по тихой, но это приемлемо только на небольшой приусадебной пасеке...
Проезжая по нашему району вы видели, что сельского хозяйства у нас нет, совсем нет... поэтому только дикие медоносы... Главный взяток короткий и не обильный...см. здесь
MaryNika #
24 мая 2014 в 03:39 Рейтинг: 0
А я очень даже двумя лапками за тихую смену. Нравится мне этот признак в семье. Беспроблемно так потихоньку дело свое делают без лишнего "жу-жу". И естественные медосборы - это то что я люблю. Общероссийские особенности землепользования и растениеводства предполагает такие технологии, что получать на данных посевах мёд нет у меня никакого желания.
Только вот опять что же мы к конценсусу пришли? Прям не знай радоваться или расстраиваться. Ну а где интрига, споры с пеной у рта, битье кулаками в грудь с обеих сторон? Опять на Единоличнике тишь да гладь? cofe
seva #
24 мая 2014 в 04:16 Рейтинг: 0
На сегодняшний день в 6 семьях смена уже произошла, еще десяток с маточниками по 2-3, как бы, тоже признак тихой ( хотя не факт), пару семей поделил по-вертикали с налетом на маточник... остальные активно тянут вощину...
Пасеку уменьшил на 10 семей, часть рассыпал, часть отдал Христа ради на приходскую пасеку...
А драться я с Вами не буду... поддамся...
MaryNika #
24 мая 2014 в 01:13 Рейтинг: 0
Сергей Валентинович, отдельное искреннее СПАСИБО за утреннюю зарядку для мозгов. Вы очень интересный собеседник! Жду новых контраргументов! Очень они в работе помогают! А то в такую жару на пасеке и жужжать забываешь как. smile42
seva #
23 мая 2014 в 08:59 Рейтинг: +1
Ну вот ,нашел фотку ловушки для матки:

Принцип такой в эту кассету сверху, в клеточке Титова помещается матка( в принципе любая) и кассета устанавливается в улей, в котором нужно отыскать матку.Последняя, почувствовав соперницу, устремляется к ней на разборки и оказывается внутри кассеты из которой трудно выбраться... тут-то мы её и обнаруживаем...
Автор утверждает,что на эту операцию достаточно двух часов.
MaryNika #
23 мая 2014 в 15:12 Рейтинг: 0
Два часа в горячее время - непозволительная роскошь, на мой взгляд...
seva #
24 мая 2014 в 02:42 Рейтинг: 0
Можно ставить и не в горячее время, можно в прохладное, например на ночь... впрочем нужно сначала проверить, если пойдет,то вводить в практику...
MaryNika #
27 мая 2014 в 03:58 Рейтинг: 0
Сергей Валентинович, я имела ввиду не температуру окружающей среды. zst Речь идет о горячей летней поре, когда каждая минута на счету и "прожить ее надо так, чтобы не было стыдно" и больно холодной зимой. На наших пасеках поиск маток происходит только для окончательной выбраковки (пропускаем пчелу через ганемановскую решетку, получается быстрее банального поиска с перебором рамок, хотя бывает зачастую находим визуально в процессе других работ и если требуется изымаем). Во всех остальных случаях этого не требуется. Наличие и качество матки легко определить по разновозрастному расплоду, отводки делаются без ее поиска. Создание одного отводка без поиска матки занимает 15 минут. Проверено с секундомером)))
seva #
27 мая 2014 в 04:28 Рейтинг: 0
Плохую матку разыскать несравненно легче, у неё и пчелы-то кот наплакал.., а мне нужно разыскать боевую, чтоб разделить семью
вот так:

и тут сей прибор мог бы пригодиться...
А про горячую пору я понял ,конечно,самому ни вздохнуть, ни охнуть...
Мне не нужно создавать новые семьи, не нужно увеличивать пасеку( скорее наоборот), а вот сменить матку,да так, чтоб какое-то время в улье работали 2 матки это, то что нужно... старую потом отделим , пусть нагоняет расплод на осень( или не отделим, в распыл пустим))

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 156895
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 67382
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 54807
RSS-лента