А не заняться ли мне бортничеством?

Просмотров: 2275
+2
Голосов: 2
А не заняться ли мне бортничеством? – подумал я, насмотревшись роликов про натуральное пчеловодство. Пчелы сопровождают меня с самого раннего детства, но бортничество всегда казалось чем-то несерьезным, вроде коллекционирования марок.

Но, когда мы были на военных сборах после университета, я частенько дежурил на кухне. Так как я вырезал из дерева то фигурки, то нарды, меня ставили истопником к полевой кухне. Работа хорошая – наколол дров, растопил три котла – первое, второе, третье и сиди себе, строгай чурочку, изредка подкидывая полешки в топку. Однажды мне попалась колода, покрытая изнутри воском. Огромное дупло в дубе было обитаемо, но лесозаготовители не пощадили ни дерево, ни пчел. Именно тогда у меня зародилось желание завести пчел в естественном жилище – дупле. Время шло, а подходящие деревья хоть и встречались иногда, но все время что-то мешало. Так бы и осталась моя мечта нереализованной, наверное, но помог случай.
А не заняться ли мне бортничеством?
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Затеяли мы с сыном стройку. Хотим построить хату из подручных материалов – глины, соломы, камыша и местных деревьев – осины, тополя, ясеня. Начали интересоваться, искать в интернете сайты, описания, ролики с подобными проектами. Хотя я помню старые саманные хаты и турлучные сараи, которые мне приходилось разбирать, эти технологии представляю себе неплохо, но информация лишней не бывает. То там что-то интересное увидел, то в другом месте уточнил – копилочка знаний наполняется. Среди всевозможных проектов натуральных домов попадались мне и ульи, сделанные по старинным образцам из камыша, глины, прутьев и, конечно, из стволов деревьев – колоды. И давнишняя мечта разгорелась с новой силой.
А не заняться ли мне бортничеством?
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
А тут как раз, расчищая участок под строительство, спилили ясень. Он внутри оказался полый. Для колоды диаметр маловат, а для ловушки – как раз. В прошлом году к нам в пустые ульи залетело с десяток бродячих роев. В этом году мы решили специально расставить ловушки в лесу, может опять повезет. Но улей бросать далеко в лесу нежелательно – мало ли кому понравится, а сторожа к каждому не приставишь. Другое дело ловушка из ствола дерева – её можно привязать повыше, замаскировать снизу ветками.
Взял я пилу, топор, смастерил долото на длинной ручке (на ютюбе подсмотрел) и пошел к пруду мастерить ловушки. Дело нехитрое – делается несколько пропилов бензопилой на всю длину шины с одной и другой стороны. Потом выбиваются выпиленные бруски. Долотом подравниваются стенки. Остается только сделать крышки и днища, прорезать летки и вставить направляющие для отстройки сот.
А не заняться ли мне бортничеством?
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Пока делал ловушки, вспомнил, что недавно видел в лесу поваленный тополь белолистку. Похоже, что он внутри пустой. Дай, думаю, поеду, проверю. Точно! Тополь диаметром в полметра оказался внутри пустой, а снаружи под корой осталось крепкое дерево. Я нарезал семь метровых колод! Внутренний диаметр с тонкого конца – 35 см. Это даст полезный объём около 90 литров. А к комелю ещё больше – вполне достаточно для получения бортевого мёда.
А не заняться ли мне бортничеством?
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
У меня ещё и на поле припасены (выцыганил у нефтяников) несколько необхватных тополиных стволов. Думал, резьбой займусь (а честно сказать, просто жалко, что такую мощь в землю зароют), а теперь соображаю – может ещё колод нарезать? Кстати, в лесу нашел ещё несколько огромных стволов. Вырезал одну колоду, попробовал выпиливать внутри – нормально получается. Так что материала для бортей предостаточно – главное, чтобы времени хватило. Слишком много всего намечено, а руки-то всего четыре пока – мои и сына.
А не заняться ли мне бортничеством?
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
В общем, несколько ловушек и две колоды сегодня заготовил и домой привез. Тяжеловато самому было в гору полсотни метров тащить, а то бы все привез. Но, завтра сын приедет, вместе быстро вытащим. Теперь задача – разобраться, как правильно за пчелами в борти ухаживать. Но, это уже другая тема.

Читайте также:

Осень соблазнила
Осень соблазнила С почином! В конце ноября 2013-ого освоили и "зарядили" новый "полустационарный" точок! Все не по людски )) Кто же пчел перевозит практически под новый год? Соблазнительная теплая осень толкнула н...
20 февраля - весна пришла!
20 февраля - весна пришла! Отцветают тюльпаны на окошке. Будто в темнице заточены, тянутся на улицу, к солнышку. От этого белые цветы кажутся ещё более нежными и уязвимыми. А земляничка наоборот, кудрявится, радуется - скоро...
Комментарии (27)
seva #
12 февраля 2017 в 14:22 Рейтинг: +1
С уважением к замыслу... но ловушки из колод делать,думаю не стоит...а) слишком тяжелые получатся,эк затащи такую на дерево... б) если рой и поселится в такой ловушке извлечь его оттуда весьма трудная задача... Если оставить роя жить в этой колоде-ловушке он быстренько займет полезный объем и отроится вновь...
И,вообще это будет не бортничество,а колодное пчеловодство( борти устраивают в стволах живых деревьев). Реальной практической пользы не вижу,но если делать экзотику для души,или,скажем, для рекламы,то я только ЗА!
Vl Ot #
12 февраля 2017 в 14:39 Рейтинг: 0
Спасибо за поправку - я считал, что борть и колода синонимы, но теперь почувствовал разницу. В интернете, на ютюбе столько разночтений по этому поводу. У меняв голове сейчас полнейшая каша. С одной стороны, обмен информацией вещь прекрасная, но с другой стороны - много советов неквалифицированных, а то и вовсе вредных. В любом случае, только личный опят может прояснить ситуацию.
Что касается ловушек, то (опять ютюб))) один товарищ говорил, что диаметр 25-30 см и высота 70 см - отличные ловушки. У него их несколько десятков. Он ловит рой, а в конце августа полностью выламывает мёд с расплодом, а пчел пересаживает в ульи.
Я сделал несколько ловушек по его рекомендациям. Только, чтобы поймать рой. Сверху под крышкой сделаю съёмные направляющие, чтобы можно было вытащить рой вместе с сотами и пересадить в улей. Думаю, если соты с пчелами поставить рядом с качественной сушью, они туда перейдут. А можно просто вытряхнуть, наверное.
А колоды поставлю стационарно - для красоты, ну и для мёда, конечно.
Остается открытым вопрос, как мёд доставать. Единого мнения на этот счет нет. Одни сбоку берут, другие пытаются снизу(!!!). Мне кажется, что осенью можно вырезать без ущерба для семьи печатный мёд сверху. Если окажется, что вырезал лишку, то можно будет дать пару пакетов сиропа. Короче, посмотрим. Буду держать Вас в курсе - подскажите, если не туда начну гнуть )))
А вообще, два дня смотрел ролики про разные нестандартные системы пчеловождениия - жуть, как интересно!
seva #
12 февраля 2017 в 15:05 Рейтинг: +1
У меня колоссальный опыт ловли роев ловушками,считай с детства... Не нужно изобретать велосипед... рои прекрасно идут в ящики-ловушки на 8-9 стандартных рамок...легко,дешево и сердито, а с колодами, без ущерба пчеле, как не крути ничего не получится... Если,повторюсь,для экзотики поставить пяток колод на пасеке, вынуть мед не нарушив гнездо не получится... а пчелок жалко. Дерзайте,конечно... но чурбаки по деревьям таскать не советовал-бы,это физически тяжело. Однажды поленился вовремя снять ловушку,обычно убираю их из леса в первых числах августа, а тут руки не дошли... Ехал мимо уже в конце октября,морозцы были... дай думаю сниму,а то дятел обязательно раздолбит. Ему такая веселуха по этакому ящику долбить,на весь лес видно и слышно какой он крутой... Так вот,как оказалось,в ловушку пришел рой,уже после моей проверки в конце июля... Залез на елку снимать, а она не приподъемная,хорошо толстая веревка в машине нашлась,так все равно ладони сжег,пока спускал и пупок надорвал пока к машине тащил... А с колодой,пожалуй(тьфу-тьфу) сам с дерева сиганешь...
Vl Ot #
12 февраля 2017 в 15:17 Рейтинг: 0
Согласен. С ящиком удобнее работать. Я планирую поставить несколько пустых ульев и ящиков на своей территории, а вот развозить по лесу... не знаю. У нас лес - проходной двор. С начала мая не зарастает тропа - начинают с ландышей, потом травы, грибы, веники, кизил, опять грибы. Плюс лесорубы, шашлычники, мотоциклисты ... Ящик придется прятать очень высоко в самых глухих местах... сам потом потеряешь ))) А кусок ствола не так в глаза будет бросаться, и делать такую ловушку быстрее и проще... Попробую несколько штук, а там видно будет. В прошлом году пчелы сами ко мне на пасеку прилетели, а в этом сын хочет расширить территорию "заманивая". Заинтересовался )))
Sibroy #
12 февраля 2017 в 23:41 Рейтинг: 0
У нас электрики такие тополя свалили, лежат в центре деревни ни кому не нужны...бросовое дерево...хотя в позапрошлом году мне телегу тополинных чурок на дрова привезли, на растопку под уголь самое то, розжигаются неплохо...Тополь растёт в основном в деревнях, и бывшем совхозном "саду", лесополосы. У нас дупла с пчёлами иногда попадаются,но в основном в берёзах, диких пчёл здесь никогда не было, в дуплах селятся ушедшие с пасек рои
seva #
13 февраля 2017 в 02:50 Рейтинг: 0
sibroy:
диких пчёл здесь никогда не было,
Меня этот вопрос занимает давно. Почему!?
Vl Ot #
13 февраля 2017 в 03:57 Рейтинг: +1
А вообще такое возможно, чтобы "никогда"?
По-моему, ареал распространения зависит от наличия пчелопыляемых растений. Налицо симбиотическая связь - нет пчел - нет медоносов. Как провести границу для пчел если есть кормовая база и место для устройства гнезда? Что-то тут не сходится. Может быть местные пчелы были вытеснены привозными, но чтобы совсем НИКОГДА не было - маловероятно.
Sibroy #
13 февраля 2017 в 04:40 Рейтинг: +2
Во всяком случае когда русские сюда пришли 300 лет назад,пчёл тут не было, от слова совсем,пчёл сюда завезли 200 лет назад...А медоносная база у нас для пчёл просто отличная, взяток идёт с момента таяния снега и до середины августа,была бы погода... На юге области есть знаменитый реликтовый липовый остров...остатки когда то растущих в наших краях липовых лесов,лет эдак 10000-15000 лет назад...до последнего оледенения...думаю это сойдёт за НИКОГДА)Читал что не малую роль в отсутствие пчёл на юге Сибири,внесла и степь простирающаяяся практически от Урала и до Алтая...http://naceka-online.ru/stati/pasechnye-istori/istorija-pchelovodstva-sibiri.html
seva #
13 февраля 2017 в 05:43 Рейтинг: 0
Согласен,Владимир! Что-то тут не сходится!
Sibroy #
13 февраля 2017 в 04:43 Рейтинг: +1
А по той же причине,почему нет фруктовых деревьев))Суровые зимы и ежегодная падь...морозы достигают -50-55 гр...-30 -40 могут быть неделями. И если к тому же в гнёздах будет падь,то результат зимовки очевиден...
seva #
13 февраля 2017 в 05:44 Рейтинг: 0
Но ведь перезимовывают же,в дуплах,улетевшие с пасек рои...
Sibroy #
13 февраля 2017 в 13:39 Рейтинг: +1
без сахарной подкормки зимовка непредсказуема...
Vl Ot #
13 февраля 2017 в 09:23 Рейтинг: 0
Ну, если фруктовых деревьев не было, тогда, согласен - другие растения могли опыляться другими насекомыми. Скорее всего суровые зимы не пустили пчел дальше на север.
seva #
13 февраля 2017 в 10:08 Рейтинг: 0
Ну какой же это север... Сиброй живет около 54-й параллели,я около 56-й...или ко мне Гольфстрим ближе протекает... scratch
Sibroy #
13 февраля 2017 в 13:47 Рейтинг: +1
54,27...А до Гольфстрима дня 4 на паровозе пилить надо)
Vl Ot #
13 февраля 2017 в 14:44 Рейтинг: 0
Не пустили дальше на север по этому меридиану ))) А у Вас климат, значит, не такой резко континентальный )))
Vl Ot #
13 февраля 2017 в 14:45 Рейтинг: 0
Ни фига себе! Что, и на Байкале нет пчел?
Sibroy #
13 февраля 2017 в 22:56 Рейтинг: 0
Щас даже в Якутии есть...
Vl Ot #
14 февраля 2017 в 01:41 Рейтинг: 0
Есть кипрей - будут и пчелы )))
seva #
23 февраля 2017 в 09:04 Рейтинг: +1
Sibroy #
23 февраля 2017 в 11:16 Рейтинг: +2
В соседнем районе.
Каменный диск, получивший неофициальное название "диск предков", на горном участке Дунаевский Каракнаского угольного разреза на глубине 40 метров. Разрез находится рядом с селом Каракан, Беловского района Кемеровской области. На этом участке неоднократно находили кости мамонтов, но гораздо выше, на глубине 25 метров, из чего можно сделать вывод что диск относится к довольно древней эпохе. По сообщениям было найдено два диска, но один раскололся от удара о ковш экскаватора. К сожалению, точных данных о геологической обстановке в месте находки найти (на скорую руку) не удалось, но по фотографиям можно предположить что нашли диск не в самих угольных пластах, а в перекрывающих эти пласты породах. Также в имеющихся сообщениях есть намёки на то, что такие диски находили в Кузбассе и раньше.
Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
seva #
23 февраля 2017 в 12:00 Рейтинг: 0
Что бы это значило? scratch
Tatiana #
23 февраля 2017 в 12:29 Рейтинг: +1
Товарищи единоличники! Поздравляю вас с Днём защитника Отечества! С Днём Советской Армии и Военно-Морского флота! Всех благ вам и вашим близким! cofe
seva #
23 февраля 2017 в 12:31 Рейтинг: +1
Ура!Ура! Ура!!!
Tatiana #
23 февраля 2017 в 12:51 Рейтинг: +2
Не удалось красиво поздравить shock
Видеокарта и материнская плата тю-тю sad
Добавлю-стиральная машина разобрана. Подшипник устал за 12 лет.
Часть стиралки на балконе, в прихожей и на кухне. Вскрыли.
Зато купили пылесос, два колеса для Нивы и подшипник. smile
seva #
23 февраля 2017 в 12:58 Рейтинг: 0
А нам и не надо красиво...лишь бы сытно! laugh
Tatiana #
23 февраля 2017 в 13:46 Рейтинг: 0

***

Популярное в блогах

Как я прошедшим летом скважину бурил...
Sibroy
Появился у меня в начале прошедшего лета новый знакомый, бывший начальник местной нефтебазы.Сейчас на пенсии...Приехал мёда купить,разговорились,посетовал я ему о своей проблеме с водой,далеко...
21 комментарийРейтинг: +6    Просмотров: 162385
Как посеять сорго и связать веник.
Vl Ot
21 декабря 2016 в: Сегодня...
Щелкните, чтобы увидеть оригинал. Сорго теплолюбивая, засухоустойчивая культура. Семена всходят, когда почва прогреется до 10 С. Почву для посева, я подготавливал разными способами....
38 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 69067
Вербное... крещение )))
Vl Ot
17 января 2017 в: Сегодня...
В прошлом году сережки на вербе я обнаружил и сфотографировал 14 февраля, в аккурат на день святого Валентина ))) В этом - верба распустилась ДО КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ! Набухшие почки я заметил сразу...
20 комментариевРейтинг: +6    Просмотров: 54850
RSS-лента